Черная дыра. Кто стоит за овощебазой в Бирюлево?

В ходе рейда на овощебазе был обнаружен автомобиль с оружием и несколькими миллионами рублей. © / Алексей Витвицкий / АиФ

Убийство Егора Щербакова, совершённое О. Зейналовым, разворошило осиное гнездо в Бирюлёве. «Вдруг» оказалось, что овощебаза - ядро теневого бизнеса. Что грозит её владельцам? И какие ещё сферы экономики поражены коррупцией?

   
   

Закрытое общество

По сообщению официального представителя Следственного комитета России (СКР) Владимира Маркина, в отношении руководства ЗАО «Новые Черёмушки» (Алиасхаб Гаджиев, Магомед Чурилов) - компании-оператора овощебазы «Покровское» - возбуждено уголовное дело по факту организации незаконной миграции. «Сейчас речь идёт о двух гражданах Узбекистана и одном гражданине Молдовы, которым теневым путём выплачивали заработную плату и предоставляли место для проживания, - заявил В. Маркин. - Также в ходе обысков овощебазы обнаружено большое количество продукции без соответствующей документации на неё». Кроме того, после погромов были сняты с работы начальник УФМС по ЮАО, её заместитель, глава местного отделения ФМС и руководитель районного отдела полиции. Планируется отстранение от должности начальника УВД по ЮАО. Арестованы несколько предполагаемых зачинщиков беспорядков, а полиция подозревает также членов радикального молодёжного движения «Бирюлёвский фронт».

К сожалению, лишь случившаяся трагедия стала причиной серьёзной проверки овощебазы. Но куда раньше смотрели все контрольные органы? Должны ли мы поверить, что их сотрудники безвозмездно не замечали многочисленных проблем? А главное, кто из проверяющих понесёт реальную ответственность за то, что москвичей долгие годы потчевали продуктами, ввозимыми и хранившимися с грубыми нарушениями санитарных норм? По данным мэра Москвы Сергея Собянина, настоящие владельцы объекта овощебазы в Бирюлёве «либо сидят, либо в бегах - мы можем только предполагать, потому что официально «хозяевами» числятся другие». Кто же?

Открыто признал себя одним из основателей «Новых Черёмушек» Герой России, лётчик-испытатель Магомед Толбоев. По его словам, другие ключевые лица ЗАО - его родственники, и делают они то, что он им скажет. Тогда почему Толбоева нет в списке подозреваемых (или хотя бы свидетелей) по этому громкому делу?

Овощные войны

Пролить свет на некоторые «подводные» стороны сущест­вования злополучной базы «АиФ» на условиях анонимности согласился оперативник полиции, ранее работавший в подразделении по борьбе с оргпреступностью: «Базу, построенную к Олимпиаде-80, в начале 1990-х начали подминать азербайджанцы, занимавшиеся поставками плодоовощной продукции в Москву. Им в этом активно содействовали тогдашние столичные власти. Позже базу приватизировали, а с прилавков города быстро исчезли недорогие выращенные в России овощи и фрукты.

Их заменили «пластиковые» импортные продукты, ввоз которых позволял накручивать фантастические прибыли. Выгодное лишь бизнесменам и коррумпированным чиновникам сотрудничество с каждым годом ширилось и в итоге стало закрывать до трёх четвертей всех «овощных» по­требностей м­егаполиса. Львиная доля продуктов не проходила таможенную очистку, с её продаж не платились налоги, а  все разгрузочные работы совершались нелегалами. Они же таскали объёмные сумки с вырученным чёрным налом. Всю эту полуподпольную деятельность контролировали представители этнического криминала. В Б­ирюлёве частенько менялись «смотрящие», чаще всего - воры в законе. Свой интерес в этом бизнесе имел даже «крёстный отец» российского преступного мира Дед Хасан (вор в законе Аслан Усоян, убит в начале текущего года. - Ред.). В спорах за эту «поляну» полегло немало мафиозных лидеров, чаще всего «пиковой масти» (перебравшихся в Россию с Кавказа и из Закавказь­я. - Ред.). Нам часто поступали сигналы, что на грузовиках вместе с капустой или картошкой в Москву привозят тонны наркотиков и к­онтрабанды».

По словам полицейского, он и его коллеги не раз докладывали руководству органов внутренних дел о сложившейся ситуации. Однако предпринимать что-либо в отношении официального или теневого руководства базы им было строжайше запрещено. «Овощные дельцы умудрились протащить на высокие должности в районном отделе внутренних дел своих земляков из Азербайджана, полностью прикрывавших все тёмные делишки, - объяснил оперативник. - Но цепочка тянулась гораздо выше. Мы не раз фиксировали въезжающие в ворота базы автомобили, закреплённые за центральными аппаратами федеральных ведомств. Фантастические прибыли, вероятно, делали сговорчивым любого ответственного работника». 

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Мздят все?

Если же говорить о других сферах, в которых криминал существует благодаря крышеванию, то, по мнению правоохранителей, коррупцией сегодня пронизаны практически все области бизнеса. Стоит вспомнить лишь самые громкие скандалы последних лет.  

   
   

«Мебельный». Таможенники заподозрили, что немалая часть продукции, реализуемой в ведущих мебельных магазинах столичного региона, таких как «Гранд» и «Три кита», завозится в Россию контрабандным путём, в результате чего размер пошлин уменьшался в 3-7 раз. По версии следователей, к этому имели отношение высокопоставленные сотрудники ФСБ. Однако никто из обладателей больших звёзд на погонах так и не пострадал.

«Тоннельный». Разговоры о воровстве в сфере дорожного строительства возникают постоянно. Показателен процесс по делу о хищениях при реконструкции Таганского тоннеля на Садовом кольце. Работы, выполнявшиеся различными компаниями более 5 лет, приводили к многочасовым автомобильным пробкам. Бизнесмены в итоге положили в карман более 120 млн руб. бюджетных средств. А тоннель, кстати, снова требует ремонта. 

«Мобильный». После того как фирма «Евросеть» стала объектом расследования по делу о нелегальном ввозе сотовых телефонов в Россию, выяснилось, что долгие годы ни одна трубка не проходила полную таможенную «очистку». В итоге бывший глава компании Евгений Чичваркин обвинил высокопо­ставленных сотрудников МВД в тотальном крышевании этого вида бизнеса. Итог - смена всей системы импорта мобильных в страну. 

«Дебаркадерный». Несколько лет назад правительство Москвы объявило войну плавучим ресторанам, увеселительным заведениям и офисам, расположенным в дебаркадерах (кораблях на приколе) у берегов Москвы-реки. Владельцы последних не раз заявляли, что стали жертвами преследования, после того как отказались платить многочисленные поборы. Несколько речных домов было разобрано, однако на данный момент дебаркадеры продолжают «украшать» акваторию нашего города. 

«Игорный». В середине 2011 г. ФСБ и СКР заявили о выявленной ими банде подпольных игровиков, которые под крышей прокуратуры и подмосковных правоохранителей открыли обширную сеть нелегальных казино и залов игровых автоматов. После долгой межведомственной борьбы расследование развалилось, все его фигуранты оказались на свободе, а заведения азарта выявляются в Московском регионе практически ежедневно. Эксперты уверены, что проблема существует благодаря коррупционной составляющей. Ни одного крупного чиновника или полицейского в тюрьму так и не посадили.