«Комсомольская» - чёрная: далее... везде?

На место одного задержанного тут же заступает другой. Фото Алексея Витвицкого

В цикле статей «Чёрное метро» «АиФ» рассказывал о том, что гастарбайтеры сделали ст. м. «Комсомольская» (и на кольцевой, и на радиальной линиях) своей вотчиной: фактически приезжие захватили значительную территорию залов и пользуются ею как бесплатным офисом в самом центре столицы.

   
   

Здесь мигрантам, приезжающим на Казанский вокзал из Средней Азии, их земляки продают поддельные регистрации, разрешения на трудовую деятельность, медицинские книжки и другие левые документы, вплоть до фальшивых паспортов. Также пронырливые смуглые «менеджеры» предлагают соотечественникам работу (как правило, самую тяжёлую и низко­оплачиваемую), жильё (в подвалах и расселённых домах под снос) и прочие товары и услуги, вплоть до незапрещённого наркотического средства насвай. Несмотря на все публикации и бросающиеся в глаза нарушения многих законов и правил, золотозубые «гости столицы» и ныне там. И проблема не только не решается, а усугубляется день ото дня.

Опухоль растёт

Филиалы подземной «биржи труда» открылись на большинстве кольцевых станций: «Курской», «Проспекте Мира», «Таганской», «Новослободской» и др. За 4 часа наблюдений мы насчитали несколько сот пронырливых иностранцев, делающих бизнес на станциях. Между пёстрыми компаниями курсируют бойкие курьеры, подвозящие какие-то бумаги и свёртки. Верховодят процессом разбитные молодые девицы, командирские голоса которых перекрывают шум проезжающих составов. Эти барышни не только «строят» личный состав, но и собирают немалые, судя по толщине пачек с тысячными купюрами, барыши.

В момент нашего прибытия на «Комсомольской» происходила очередная зачистка: полицейские отлавливали наиболее подозрительных мигрантов, отбирали документы и мобильные телефоны и отправляли в отдел внутренних дел. За всем этим с интересом наблюдали кучкующиеся поблизости азиаты, на лицах которых не было заметно ни страха, ни удивления. Обычные трудовые будни с плановыми осложнениями. Даже вспыхнувшая потасовка с участием нескольких гастарбайтеров, по словам право­охранителей, не является достаточной причиной для серьёзного наказания драчунов, как и то, что во время мордобоя приезжие сбили с ног выходившую из вагона женщину с маленьким ребёнком.

Пока полицейские занимались сортировкой выловленных иностранцев, более десятка криво улыбающихся приезжих обступили нас с фотографом и начали недвусмысленно угрожать. «Зачэм ви нас снимаэтэ? - Заводила группы дерзко гнул свою линию. - Ви работаэтэ, и ми работаэм!» В итоге один из мрачных мужчин распахнул курт­ку, под которой у него был виден нож. Поняв более чем непрозрачный намёк, мы обратились к стражам порядка.

Товарно-денежные обмены не прекращаются ни на минуту. Фото Алексея Витвицкого

Закон не писан

«После того как федеральный закон об обязательной регистрации в течение 3 суток прибывающих в город иностранных граждан был признан антиконституционным и отменён, ситуация с незаконной миграцией заметно ухудшилась, - рассказал «АиФ» Олег Гагарин, замначальника 4-го отдела полиции Московского метрополитена по охране общественного порядка. - По закону приезжий из стран СНГ может находиться в столице 90 суток, имея на руках въездной билет. По истечении этого срока многие из них выезжают одним днём, например, на Украину и, возвращаясь, снова легально находятся у нас. Кроме этого, многие иностранцы официально менее чем за сутки оформляют патенты (цена - 1 тыс. руб. за месяц), заменяющие прочие документы».

По словам полицейского, метро удобно гастарбайтерам для обделывания своих делишек. В подземке тепло, светло и всегда легко скрыться: увидели человека в форме - шустро впрыгнули в отъезжающий поезд. А тех, кого удаётся задержать, очень часто отпускают. «Все отделы полиции метрополитена могут единовременно «переварить» сравнительно небольшое число задержанных, - продолжил рассказ О. Гагарин. - Даже 10 человек уже создают толпу. А ведь необходимо процессуально оформить каждого из них, сняв отпечатки пальцев. Практически всегда приезжие заявляют, что их паспорта утеряны, и называют чужие ФИО. В такой ситуации даже установление личности в отведённые законом 48 часов становится трудновыполнимой задачей. Ведь в этом случае чужеземца надо не только проверить по базам данных, но и послать запрос в посольство. Без этого собрать необходимый для выдворения пакет бумаг нельзя».

   
   
Нелегалы уже никого не боятся. Фото Алексея Витвицкого

Уже несколько лет на «Комсомольской» работают только узбеки, причём лишь из Маргилана (город в Ферганской долине) и Ферганы. Прочих азиатов эти «аборигены» близко не подпускают к облюбованной станции. Что понятно: по оперативным данным, ежемесячный оборот здесь достигает минимум 6 млн руб. Киргизы собираются на «Добрынинской», рядом с которой расположено их посольство. Причём для решения серьёзных вопросов дельцы поднимаются на улицу или собираются в соседних кафе. В конце беседы Олег Гагарин честно признаётся: несмотря на то что сотрудники работают по выходным, а тема мигрантов находится на личном контроле руководства, в рамках действующего законодательства полиция не сможет переломить ситуацию.

Кому же выгодна явно криминальная ситуация в столичной подземке? Трудно поверить, что администрация метрополитена, МВД, ФМС, творцы законов из Московской и Государственной дум и чиновники прочих ведомств просто не замечают очевидную для всех остальных проблему! Или кому-то нужно, чтобы гастарбайтеры не только мешали проезду пассажиров, но и нарушали закон, помогая тысячам подобных себе нелегалов? Видимо, греющие руки на «чёрном» бизнесе сами давно уже не спускаются в метро. Может, уже пора?

СМОТРИТЕ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ «АИФ»