Такой ли уж жертвой была Польша?

Михаил Любимов. © / Dmitry Rozhkov / Commons.wikimedia.org

Михаил Любимов, писатель, советский разведчик, полковник внешней разведки в отставке:

   
   

Выступление Владимира Зеленского в Польше, куда он приехал на мероприятия по случаю 75-летия освобождения лагеря смерти Освенцима, вызвало очень эмоциональную реакцию. Ведь Зеленский, по сути, не только обвинил СССР в развязывании Второй мировой войны, но и — пусть косвенно — возложил на Советский Союз вину за холокост. Особо подчеркнул он то положение жертвы, в котором тогда оказалась Польша. Но такой ли уж невинной и беззащитной жертвой агрессии была тогда Польша? 

Руководство Советского Союза сознательно не делало акцента на некоторых аспектах Второй мировой войны, по крайней мере, по трем причинам: 

  1. Оно не желало обострять отношения со странами-союзниками по Варшавскому договору. 
  2. Опасалось недовольства западноевропейских коммунистических партий, стоявших во главе движения Сопротивления. 
  3. Не хотело муссировать «еврейский вопрос» и холокост по внутриполитическим соображениям. 

Как же на самом деле выглядела обстановка в Европе накануне и во время Второй мировой войны? Польское правительство изначально было глубоко враждебно СССР, не пропускало Красную армию на помощь Чехословакии и само участвовало в разделе Чехословакии после Мюнхенского сговора. Сталин, не найдя абсолютно никакой поддержки со стороны Англии и Франции и видя прогерманские настроения в Литве, Эстонии и Латвии, вполне логично и цинично пошел на сделку с Гитлером, захватил западные области уже переставшей существовать Польши и прибалтийские республики.

Альтернативы у него не было. Франция быстро и позорно капитулировала, Англия мужественно объявила войну, подверглась фашистским бомбардировкам, однако сухопутные силы в Европу отправлять не решилась и ограничилась бомбежками германских городов. Союзниками Гитлера в войне против СССР были Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Болгария (войска не посылала). Испания во главе с диктатором Франко направила в СССР «голубую дивизию».

Движение Сопротивления в Италии и Франции не представляло серьезной угрозы для немцев, оно было достаточно слабым (что вовсе не означает преуменьшения мужества и героизма участников Сопротивления). Именно поэтому основную стратегическую ценность в Европе для СССР, а также для англичан представляло партизанское движение в Югославии под руководством коммуниста Иосипа Броза Тито. Де Голль и его войско находились в Лондоне, они вступили в войну после высадки в Нормандии в 1944 году. Неслучайно фашистский фельдмаршал Кейтель, увидев французов за столом при подписании акта о капитуляции в 1945 году, очень удивился: «И эти тоже?» При СССР старались умалчивать о том, что в убийствах евреев участвовали не столько немцы, сколько местные польские граждане. Именно руками поляков уничтожались евреи в Польше. Не отставали от них румыны и венгры, литовцы и латыши также усердствовали в кровавом холокосте, не говоря об украинских националистах, постаравшихся в Бабьем Яре.

Вообще говоря, масштабы коллаборационизма на Украине всегда серьезно преуменьшались, а ведь бандеровские формирования существовали до начала 1950-х годов и скрытно поддерживались частью населения Украины, несмотря на участие в операциях против них не только частей советских органов безопасности, но и довольно мощных армейских подразделений.

   
   

Так что нынешние попытки поляков и некоторых западных политиков переложить вину за начало войны на Советский Союз — это всего лишь неумная попытка оправдания своей трусости и своего корыстного потворства нацистским преступлениям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции