Луанда-1976. Как судили и расстреливали американских и британских наемников

Костас Георгиу, командир наемников в Анголе. © / ru.wikipedia.org

Соединенные Штаты Америки привыкли к тому, что любые действия их граждан в районах вооруженных конфликтов не приводят к жесткому наказанию. Даже в тех случаях, когда Вашингтон признает совершение военных преступлений, суд чрезвычайно мягок.

   
   

Особое «правосудие»

Весной 1968 года во вьетнамской деревушке Сонгми американскими солдатами были убиты 504 человека, включая 173 ребёнка, 182 женщины (из них 17 беременных), 60 мужчин старше 60 лет, 89 мужчин младше 60 лет. Когда правда об этой бойне прогремела на весь мир, Белый дом был вынужден принимать меры.

Комиссия по расследованию рекомендовала предъявить обвинения 80 военнослужащим, но в действительности дела завели на 25 человек, а до трибунала дошли всего шесть.

Приговор же услышал всего один человек — лейтенант Уильям Келли.

Согласно показаниям солдат, командир взвода Келли лично участвовал в расстрелах мирных жителей, а также отдал приказ расстрелять десятки человек, не представлявших никакой опасности. 29 марта 1971 года Келли был признан виновным в убийстве 22 человек и приговорён к пожизненным каторжным работам. Однако уже через три дня по особому распоряжению президента Никсона он был переведён из тюрьмы под домашний арест. Затем срок Келли несколько раз сокращали, а в 1974 году он был помилован.

Таким образом, единственный человек, наказанный за бойню в Сонгми, в реальности отбыл три с небольшим года домашнего ареста.

«Ужасает то, что публичный чиновник может допустить возможность смертной казни американских граждан»

На фоне подобного гуманизма и всепрощенчества неудивительно, что власти стран, в руках которых оказались вооруженные американцы, порой предпочитали решать их судьбу сами.

   
   

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью телеканалу MSNBC заметил, говоря о судьбе наемников из США, взятых в плен в Донбассе: «Они солдаты удачи и были вовлечены в незаконную деятельность на территории Украины. Они участвовали в обстрелах наших военных. Они угрожали их жизням и должны понести ответственность за те преступления, которые совершили». При этом Песков заметил, что их судьба в руках ДНР, отказавшись гарантировать отсутствие смертного приговора: «Я ничего не могу гарантировать, это зависит от расследования».

Координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности (СНБ) США Джон Кирби на брифинге в Белом доме отреагировал на реплику пресс-секретаря президента РФ так: «Ужасает то, что публичный чиновник в России может хотя бы допустить возможность смертной казни американских граждан, которые были на Украине».

Возможно, господин Кирби за времена существования однополярного мира отвык от этого, но западных наемников, в том числе американских, приговаривали к смерти и раньше.

Гражданская война с подачи Вашингтона

В ноябре 1975 года бывшая португальская колония Ангола обрела независимость. К власти в стране пришла организация «Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда» (МПЛА). Его лидер и первый президент Анголы Агостиньо Нето ориентировался на сотрудничество с Москвой и Гаваной.

Вашингтону появление нового форпоста СССР в Африке чрезвычайно не понравилось. С помощью правых ангольских группировок американцы развязали в Анголе гражданскую войну, в которую также вмешалась армия ЮАР. То, что в ЮАР тогда действовала политика апартеида (расовой сегрегации), принижающая все права чернокожих граждан, совсем не мешало дружеским отношениям с Вашингтоном. Этого США у своих союзников предпочитали не замечать.

На помощь правительству Нето прибыли советские военные советники, а также экспедиционный корпус войск Кубы. Антикоммунистические ангольские группировки Запад срочно укреплял иностранными наемниками, в том числе британцами и американцами.

В феврале 1976 года в ходе наступления правительственных войск Анголы были взяты в плен наемники из «отряда полковника Каллэна». За несколько месяцев боев иностранцы отметились не только уничтожением военной техники правительственных войск, убийствами ангольских и кубинских военных, но и карательными акциями против мирного населения. Кроме того, «полковник Каллэн» поддерживал дисциплину в отряде и расстрелами собственных подчиненных.

Британо-американская «сборная»

Все это, однако, не помогло — наемники были разбиты и угодили в плен. Попался и сам «полковник Каллэн» — в действительности 24-летний бывший капрал британской армии Костас Георгиу. Несмотря на молодой возраст, он имел бурную биографию. Звание капрала Георгиу получил за подавление беспорядков в Северной Ирландии, где отметился чрезвычайной жесткостью действий. Его прочили в офицеры, но он был пойман на грабеже, за что получил срок. Выйдя из тюрьмы досрочно, Георгиу завербовался наемником в Африку.

Процесс над иностранными наемниками прошел в столице Анголы Луанде в июне-июле 1976 года. На скамье подсудимых оказались 13 человек — 10 британцев и трое американцев.

Граждане США Дэниэл Герхарт, Густаво Грильо и Гэри Акер были бывшими военнослужащими американской армии с опытом боевых действий во Вьетнаме.

Из троих американцев Акер был самым юным: ему исполнился только 21 год. Суд учел это обстоятельство, и ему дали 16 лет тюрьмы — наименьший срок среди осужденных.

«Заработать денег и бороться с коммунизмом»

33-летний Герхарт признался, что в Анголу отправился ради денег. Вернувшись с войны во Вьетнаме, он не нашел достойной работы, залез в долги и решил, что наемничество вытащит его из бедности.

На суде боевик заявил: «Я приехал, как и остальные, заработать немного денег. А заодно бороться с коммунизмом. Я думаю так же, как и мои соотечественники. Я не умею ясно и чётко изъясняться на такие темы. Но если хотите, чтобы я был откровенен, пожалуйста. Я понимаю под коммунизмом нечто северокорейское».

В конечном счете, эта откровенность Герхарта дорого ему стоила. Он один из подсудимых заявлял, что имеет идеологические мотивы, в то время как остальные их напрочь отвергали.

Хитрость аргентинского эмигранта

27-летний аргентинец итальянского происхождения Густаво Грильо был умнее. В США он приехал 11-летним подростком, вместе с матерью, и был готов на все, чтобы пробиться в жизни. В 17 лет он завербовался в Корпус морской пехоты, отправился во Вьетнам, командовал взводом, но для полноценной карьеры в армии эмигранту этого оказалось мало. Вернувшись в США, он вел жизнь бедняка, связался с преступниками, сел в тюрьму, а, освободившись, подался в наемники.

Герхарта взяли в плен на третий день пребывания в отряде, и в боевых действиях он даже не успел принять участие. Грильо, в отличие от него, не просто воевал, но и расстреливал пленных ангольских солдат.

Однако аргентинец был хитрее «гринго» — пока Герхарт вещал об антикоммунизме, Грильо говорил, что все делал только из-за денег, но все осознал, и теперь искренне любит и товарища Нето, и товарища Кастро, а особенно товарища Леонида Ильича Брежнева.

Коллеги по наемничеству смотрели на Грильо с презрением, но ему было на это плевать.

Приговор приведен в исполнение

Прозрение наступило в день вынесения приговора — Георгиу, еще два британских наемника и Герхарт получили смертную казнь, а Грильо сумел добиться для себя 30-летнего срока заключения.

Властям Анголы было решительно наплевать на то, потрясены ли таким вердиктом Вашингтон и Лондон. Аностиньо Нето демонстративно проигнорировал просьбу британского премьера Каллагэна помиловать смертников.

10 июля 1976 года специальная команда военной полиции Анголы привела приговор в исполнение в тюрьме Луанды.

Герхарт перед казнью написал письмо жене, в котором признавал, что жизнь его не сложилась и сделать что-либо хорошее он так и не смог. Тела казненных наемников отправили в родные страны.

Интересно, что вербовщик Джон Бэнкс, собиравший «отряд полковника Каллэна», вовсе не горевал относительно их судьбы. Журналистам он заявил: «Это часть их работы, они знали, на что идут».

Возвращение по обмену

Грильо, Акер и осужденные британцы отбывали свои сроки. Когда в Анголе случилась попытка переворота и мятежники пришли в тюрьму, призвав наемников присоединиться к ним, Грильо закрыл дверь камеры, сказав: «Нет, ребята, дальше разбирайтесь сами, я не участвую!»

В 1982 году Грильо и Акер стали частью большого обмена между правительством Анголы и мятежниками. Грильо в США пытались заставить каяться за прокоммунистические высказывания на суде, но он отшил журналистов, сказав, что с интересом посмотрел бы на их собственное поведение на его месте.

Грильо обещал написать книгу о своих похождениях, но затем исчез из поля зрения. То ли все-таки перешел к более спокойной и размеренной жизни в американской глубинке, то ли вновь ввязался в какую-то авантюру, но более о нем ничего не было слышно.

Сердцу не прикажешь

Вот еще один интересный факт: родная сестра казненного «полковника Каллэна», приезжавшая к нему в Анголу во время процесса, впоследствии закрутила роман с одним из местных военных, входивших в расстрельную команду. В итоге Панайота Георгиу вышла замуж за убийцу собственного брата. Как говорится, сердцу не прикажешь.

Гражданская война в Анголе длилась с перерывами четверть века, причем ей помехой не стал даже распад СССР. Но в итоге партия МПЛА, значительно сменившая идеологию, по-прежнему у власти.