Двое в центре столицы. История памятника Минину и Пожарскому

О малоизвестных фактах в отношении знаменитого монумента «АиФ» рассказали историки Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). 

   
   

Для тех, кто не силён в истории, напомним. В конце XVI — начале XVII веков в Московском царстве началась Смута, на престол ломились многочисленные самозванцы. В 1610 году бояре пригласили на трон польского королевича Владислава, и тут же Кремль заняли поляки. Первое народное ополчение по освобождению от интервентов, где находился и Козьма Минин, потерпело поражение. Однако второе войско из добровольцев, которое собрал Минин и возглавил князь Дмитрий Пожарский в 1612 году, изгнало польских захватчиков с русской земли. 

С миру по нитке

Монумент народным героям появился в Москве в годы правления Александра I, через 200 лет после подвига Минина и Пожарского. В 1803 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» выступило с инициативой установить в Нижнем Новгороде (то есть там, где началось ополчение) памятник. Высочайшее одобрение получил проект скульптора Ивана Мартоса. С 1809 года начали сбор денег. Разослали гравюры с проектом по городам и весям. К 1811 году сумма пожертвований достигла 136 тыс. рублей. Огромные по тем временам деньги! Среди жертвователей был купец Василий Васильевич Злобин, подаривший на создание памятника 5 тыс. рублей. Чтобы все могли оценить размер суммы, заметим: за несколько сотен рублей тогда можно было купить неплохой домик в городе.

Почему всё-таки памятник поставили в Москве, а не в Нижнем, как задумывали, где и собиралось ополчение? Пока деньги искали, занимались организацией, наступили непростые времена — Отечественная война 1812 года. И когда, наконец, к 1815 году отлили монумент, ему придавали уже несколько другое значение. Он стал символизировать не только подвиг нижегородского ополчения начала XVII века, но и русскую освободительную силу. Поэтому справедливо решили, что лучшее место для него — в Москве.

Любопытно, что открывался памятник торжественно, с военным парадом. Такого не было в истории России больше никогда.

Памятник в Нижнем Новгороде. Фото: www.globallookpress.com

Кутузовский манёвр

Вообще памятник был установлен фактически на пепелище сожжённой Москвы. После пожара 1812 года Москва приукрасилась. Архитектор Осип Иванович Бове очень много работал над ансамблем площадей, в частности Красной площади. Под его руководством она была очищена от всех застроек и стала практически такой, какой мы её видим сегодня. После реконструкции очень хорошо стал виден и Покровский, и Казанский соборы. А Минин и Пожарский явились завершающей доминантой на площади, связывая воедино весь ансамбль.

   
   

Вот ещё факты. Красная площадь раньше называлась Пожар (деревянные постройки на ней часто горели) и только со второй половины XVII века стала Красной (красивой). Памятник — Пожарскому. Он происходил из княжеской фамилии, которая в XIV веке получила в удел погорелую волость под Суздалем. 

Другой интересный вопрос: почему так расположены персонажи? Староста Минин стоит с командным указующим жестом, а князь сидит (даже почти полулежит) перед ним вроде как в подчинённой позе и держит щит. Получается, один призывает идти, а другой — нет, мы будем сидеть и ждать? А объясняется все просто. Князь был сильно ранен в первом ополчении, и когда его позвали возглавить второе, ещё не совсем оправился от ран. Поднятая рука Минина указывает на Кремль (это сейчас памятник расположен напротив храма Василия Блаженного, а первоначальное его место — прямо напротив Кремля, перед входом в нынешний ГУМ). По одной версии — с призывом к защите Кремля, по другой — к штурму. Пожарский ведь не штурмовал Кремль, он довел до того, что поляки сами вышли оттуда голодные и измученные. 

К слову, известная надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому», без указания имён, очень не понравилось Пушкину, который весьма критически на этот счет высказывался. И тем не менее, когда в наше время, в 2005 году, Нижний Новгород получил памятник Церетели в виде уменьшенной копии московской, надпись была воспроизведена опять же безо всяких имен. А вот сочетание «гражданин» и «князь» взято неспроста. Это символ сословного единения людей из разных социальных слоёв. Ведь Кузьма Минин — не просто гражданин, а городской староста, достаточно богатый человек. Тем не менее, в надписи он не титулован. В отличие от Дмитрия Пожарского. Объединение тех и других таким образом ещё более показательно. Плюс к тому, памятник стоит на территории китайгородского района (что за стенами Кремля). А Китай-город всегда был районом торговым и в то же время близким к центру, где сидела власть, аристократия. 

Частушка для Сталина

А вот интересная параллель, предлагаемая известным исследователем Москвы Рустамом Рахматулиным. Естественно, у второго ополчения и Пожарского было знамя. И на этом стяге изображен Иисус Навин, который после смерти Моисея возглавил поход на Ханаан. Вблизи города Иерихона ему явился архистратиг Михаил, и тот перед ним преклонил колена. Ну а князь возглавил, само собой, русский народ наподобие Иисуса Навина. 

Кроме того, жест Минина в разные времена был предметов различных шуток и анекдотов. Сейчас, когда памятник стоит уже на современном месте, жест читается так: «А помнишь, князь, где мы раньше стояли?» Но дальше передвижений не пошло. Памятник не переплавили, как в своё время монумент Багратиону и ограду на месте его гибели на Бородинском поле в 1932 году — ради выполнения планов по сдаче металлолома. В отношении памятника Минину и Пожарскому даже попыток таких не было. И это тоже знаменательный факт — двигать двигали, но разрушить мысль в голову никому не пришла.