С этим вопросом я обратился к Петру Горелику, наверное, одному из последних живых командиров бронепоезда – в нынешнем победном мае Петру Захаровичу исполняется 95 лет.
Полковник в отставке, кандидат военных наук, кавалер многих боевых орденов, он начинал войну слушателем военной академии. Его направили в Коломну, в запасный артиллерийский полк. Полк эвакуировался в Киров. В Коломне оставили несколько дивизионов. Лейтенант Горелик упросил командование оставить его в Коломне начальником штаба дивизиона. Вооружение дивизиона – 300 лопат и несколько оптических приборов. Единственный пистолет у командира.
Предполагалось, что с поступлением материальной части дивизион выедет на фронт. В ожидании материальной части дивизион приступил к боевой учебе.
«Когда я вспоминаю об этом, – рассказывает Горелик, – не могу отделаться от мысли, что наши занятия напоминали подготовку рекрутов в период Первой мировой войны: тогда ружейным приемам нередко учили за неимением винтовок на деревянных муляжах. Умельцы нашего дивизиона приспособили ствол березы, закрепили его на колесе телеги, и на этом муляже мы готовили наводчиков. Орудийные номера в основном орудовали лопатами – учились обустраивать огневую позицию. Легче было с подготовкой управленцев. Здесь не требовалось какое-то специальное учебное оборудование: планшеты изготовили сами без труда, а бинокли у нас были».
Но обстановка менялась. Дивизион был поднят по тревоге и 16 октября отбыл в распоряжение Командующего артиллерией Московской зоны обороны. На его вопрос о вооружении дивизиона Горелик, к тому времени и.о. командира, честно ответил: – 300 лопат. И услышал: вон с фронта, к такой-то матери…
Дивизион вернулся в Коломну, ставшую прифронтовым городом: танки врага, обойдя Тулу, рвались к Кашире и угрожали Коломне. Дивизион, как единственная в Коломне боевая часть, получил приказ Городского Комитета Обороны подготовиться к отражению танковых атак немцев.
Командир приступил к розыску орудий для своего подразделения на складе орудийного хлама, свезённого для переплавки на коломенский завод №4, освоивший до войны изготовление зенитных полуавтоматов. Завод к тому времени был эвакуирован в Сибирь. Нашли двенадцать 76-миллиметровых орудий «времен Очакова и покоренья Крыма»: вместо гидравлики резиновые амортизаторы в виде резиновых шаров, вместо прицела – рамка со струной посередине. Но к орудиям подходили обычные 76-миллиметровые снаряды, пригодные для борьбы с танками. На Щуровском полигоне близ Коломны испытали орудия.
«Нас ожидало горькое разочарование – говорит Горелик, - и грех и смех. При пробном выстреле орудие развалилось, ствол отлетел в одну сторону, лафет в другую, только дым от резины добавлял горечи. Об использовании этих орудий в борьбе с танками, нечего было и думать.
Продолжили поиски. Там же в хламе склада нашлось четыре 152-миллиметровых гаубицы «Виккерс» столетней давности на тумбах. Такие орудия закрепляли в дотах береговой обороны ещё в конце XIX века. Мы получили приказ: поставить английские гаубицы на платформы и обложить мешками с песком. Вот такими, с позволения сказать, орудиями мы собирались защищать Коломну».
К счастью, обстановка изменилась, через город прошел корпус генерала Белова, немцев отогнали, угроза Коломне миновала. Мешки сбросили и начали строить бронепоезд на паровозостроительном заводе. Его собирали пенсионеры, оставшиеся в Коломне, после эвакуации завода в Красноярск. Зенитные орудия для бронепоезда собрали пенсионеры завода №4. В строительстве активно участвовали коломчане. Тепло вспоминает Горелик начальника депо станции Голутвин Кутузова, секретаря горкома партии по промыщленности.
К концу 1941 года бронепоезд «Коломенский рабочий» был готов и под командованием лейтенанта Горелика выехал на фронт. Боевая часть бронепоезда – 6 тяжёлых платформ с гаубицами «Виккерс» и 37-миллиметровыми зенитными орудиями. Кроме того, платформы с запасными рельсами и несколько вагонов для личного состава.
Бронепоезд полтора года прикрывал головной участок железной дороги южнее Москвы от Мценска до ст. Горбачево. В этих тургеневских и лесковских местах было всё – и успехи, и тяжелые поражения, и потери.
Первый успех пришел вскоре после прибытия на фронт – зенитчики сбили бомбардировщик нацистов. Налеты немецкой авиации на этом участке стали реже.
Свой решающий бой бронепоезд принял 27 апреля 1942 года под Мценском у реки Зуша, поддерживая огнем тяжелых орудий наступление пехоты и танков. Самоотверженно сражался личный состав. В тесных задымленных башнях вели огонь на предельных возможностях орудий. Управляя огнем, командир бронепоезда видел, как взлетали в воздух накаты вражеских дзотов, как горели составы на станции Мценск. Здесь бронепоезд подвергся удару пикирующих бомбардировщиков «Ю-87». Две бомбы попали в цель. Одна в орудийную площадку, и одна в угольную яму тендера. Из тендера стала уходить вода, это грозило взрывом котла паровоза. Взрывной волной захлопнуло стальную крышку командирской рубки. Горелика контузило, спас лишь танковый шлем. В этом бою бронепоезд потерял 11 человек. Подбитый бронепоезд всё-таки сумел пройти 50 километров, дотянуть до Скуратова, ближайшей большой станции. Из Скуратова бронепоезд отправился на ремонт в Коломну. После ремонта бронепоезд вернулся под Мценск.
Летом 1943 года началось наступление наших войск под Курском и Орлом. Отходя под ударами Красной Армии, немцы взрывали мосты, разрушали за собой железнодорожный путь. Каждый рельс взрывали в трех местах, каждую шпалу разрезали специальным плугом надвое. Восстановление мостов и путей оказалось далекой перспективой. Возможность продвигаться за наступающими войсками и воевать для бронепоездов откладывалась надолго.
Бронепоезда, как боевое средство, утрачивали свое значение. Утратил значение боевого средства и «Коломенский рабочий», застрявший надолго перед разрушенным немцами мостом через Зушу.
В этих условиях оставаться на бронепоезде было стыдно, говорит Горелик. Дальнейшее отсиживание на бронепоезде было равносильно позорному увиливанию от фронта. Его рапорт о переводе в самоходную артиллерию был удовлетворен командованием. Дальнейшая служба продолжалась Впереди были бои на Днепре, Нарве, Висле, Одере. Победу встретил на побережье Балтийского моря севернее Берлина.
Бронепоезда, представлявшиеся советским людям грозным оружием, были, по мнению Петра Горелика, анахронизмом, оставшимся от опыта Гражданской войны, бессмысленным в войне, где всё решают авиация, танки и моторизованные части. Бронепоезда в Великую Отечественную войну – дань представлениям, сохранившимся со времен Гражданской войны, один из клапанов, через который прорывался патриотизм железнодорожников.
Пока Красная Армия отступала, в бронепоездах был хоть какой-то смысл: железнодорожный путь впереди был цел. Можно было прикрывать отход войск. Но как только Красная Армия перешла в наступление, бронепоезда безнадежно отстали от наступающих войск и утратили значение боевого средства. Неподвижные и неповоротливые, они остались лишь мишенью для вражеской авиации. Вклад бронепоездов в победу и до этого, мягко говоря, не был значительным. Во всяком случае, далеко не адекватным тому, что давала бронепоездам страна, понесшая гигантские потери в паровозах и подвижном составе.
Это нисколько не умоляет подвига бронепоездников, самоотверженно сражавшихся с врагом в условиях господства в воздухе вражеской авиации.
Читайте также:
Другие статьи о войне и Победе »
Смотрите также:
- «Товарищу Ватутину — Румынию бомбить». Что происходило 22 июня 1941 года? →
- Вещи войны. История легендарной пушки - «сорокапятки» →
- Танковый Суворов. Гений и смекалка Павла Рыбалко →