Тёмные силы Чёрной Грязи, или Почему в Царицыне много барабашек

Фото Эдуарда Кудрявицкого: АИФ

О барабашках заговорили в годы перестройки. В некоторых домах, в особенности где есть подростки, то и дело раздаются странные звуки, лопаются электролампочки, сама собой бьётся посуда, трескаются зеркала, рвутся обои, возникают локальные, неопасные возгорания. Как будто в доме поселился проказник и шутник. Его-то и назвали барабашкой. А если по-научному - полтергейст. Если говорить о Москве, то исторически чаще всего эти «хулигашки» замечены в районе Орехова-Борисова.

   
   

Шарф в уплату

Как-то позвонила знакомая и попросила приехать взглянуть, что вытворяет невидимка в её доме. С первой минуты пребывания в квартире, располагавшейся у метро «Орехово», начал терять, но тут же находить свои вещи. Разулся, чтобы переобуть тапочки, глядь, а одного ботинка нет. Порылись и нашли его в комнате под шкафом. Вынесли ботинок в коридор. Хвать, моё пальто, только что висевшее в гардеробе, исчезло. Отыскали его за телевизором, глядь, на вешалке нет моей шапки...

В общем, внятного разговора про полтергейст не получилось, пришлось спешно одеваться и сбегать. Но на прощание барабашка таки заиграл мой шарф.

Подобных историй здесь прорва. Как считает Игорь Сергеев, краевед исторического района Царицыно: «Сюда тянется с запада ломаная линия геологического разлома, проходящая в парке «Царицыно». Она образуется подземной рекой, текущей параллельно речке Городня под слоем горизонтально расположенных твёрдых пород». В самом деле одна из гипотез связывает полтергейст с разломами в земной коре. Они могут высвобождать энергию недр, проявляющуюся в виде аномальных явлений. Менее плотные слои грунта, отмеченные в Царицыне ещё в конце XIX в., создали условия для формирования геопатогенной зоны, тянущейся под Цареборисовскими прудами, под Малым и Большим дворцами и дальше на восток - к ветке метро Замоскворецкой линии и жилым домам района Орехово.

Кстати, в тоннеле между станциями «Царицыно» и «Кантемировская» однажды оказался затоплен участок путей, в другом месте этой дистанции машинист поезда заметил трещину в стене тоннеля. Вблизи станции метро «Царицыно» загорались то павильоны рынка, то кафе, то вагоны электрички. А на улице Луганской, ведущей к парку, случаются возгорания и прорывы подземных коммуникаций. На верхних этажах дома № 7 по Ореховому бульвару то и дело звенит посуда в сервантах и качаются люстры, будто начинается землетрясение.

Целебные болота

Геопатогенная зона, проходящая под Царицынским парком и локализованная вдоль речек Городня и Язвенка, известна с давних времён. Эта местность имела зловещее название Чёрная Грязь. Связывали его, однако, с особенностями ила местных болот, обладающего целебными свойст­вами. Тот же Игорь Сергеев, купаясь однажды в парковом пруду, порезал ногу осколком стекла и увидел, что рана забилась той самой чёрной грязью: можно было ожидать нагноения, но рана на удивление быстро и безболезненно затянулась.

   
   

Линия царицынского разлома тянется дальше на восток, пересекает МКАД и доходит до Николо-Угрешского монастыря (на территории городка Дзержинский). Он построен на месте «чуда», которое Дмитрий Донской счёл добрым знаком перед сражением на Куликовом поле. Предание гласит, что по воздуху летала икона, сиявшая необжигающим огнём.

Впрочем, несмотря на целебность грязей, место долгое время почиталось проклятым. При невыясненных обстоятельствах преждевременно прервалась жизнь Семёна Стрешнева, первого владельца этого участка. Потомки следующего хозяина Чёрной Грязи Алексея Голицына заканчивали жизнь в ссылке. Здесь же быстро пресёкся род молдавского господаря Думитру Кантемира, получившего эти земли в подарок от Петра I.

Исследовательница Царицына Римма Байбурова полагает, что топоним «Чёрная Грязь» связан не столько с цветом земли, сколько с высвобождающимися тёмными силами. Не зря ведь в старину здесь никто не селился - урочище служило исключительно для погребения живших поблизости кривичей. Строительство же любых сооружений на месте упокоения предков предвещает несчастья.

И они не преминули последовать. Работавший здесь по заданию купившей Чёрную Грязь императрицы Екатерины II гениальный зодчий Баженов почему-то никак не мог подладиться под вкусы августейшей заказчицы. Стремясь довести свой замысел до совершенст­ва, архитектор вкладывал в строитель­ство личные деньги, влез в долги, довёл семью до разорения, был близок к самоубий­ству. Но «матушка», благоволившая прежде к Баженову, всё равно осталась недовольной и повелела снести уже возведённый для неё дворец. Последователь Василия Ивановича, его ученик и приятель Матвей Казаков (вскоре после назначения архитектором Царицына рассорившийся с Баженовым), преуспел не больше: возведённый им Большой дворец так и остался недостроенным - императрица вдруг потеряла интерес к усадьбе и больше в неё не приезжала. Дворец достроили сравнительно недавно по инициативе бывшего мэра Юрия Лужкова.