Чернобыль без чернухи

   
   

«Обережно, дверi зачиняються, наступна станцiя - Чорнобильська АЕС». С этого объявления в отправляющейся из города Славутич электрички начинается рабочий день 3400 сотрудников станции.

Поезд отходит ровно в 7.40 утра и через 45 минут прибывает в пункт назначения. Всё это время эта самая обычная электричка идёт по необычной территории - зоне отчуждения. Из окна можно увидеть кабанье стадо, даже табунчик лошадей Пржевальского и... ни одного человека. И это в центре Европы - на территории размером примерно с Люксембург!

Зона отчуждения

Неработающая Чернобыльская АЭС (последний блок был по требованию Евросоюза остановлен в 2000 г.) охраняется не менее сурово, чем действующая станция. Возможно, даже строже. Документы проверяют буквально на каждом шагу, с той же частотой прогоняют через СИЧ - спектрометры измерения человека. Это штуковины, напоминающие рентгеновскую установку для флюорографии грудной клетки. Только в отличие от рентгена СИЧ не выпустит человека из своих железных объятий, пока не убедится, что он чист.

- В зоне строгого режима вокруг 4-го энергоблока вам ничто не угрожает, - говорит инструктор по технике безопасности, - но только при соблюдении ряда простых правил. Женщины не должны использовать косметику - к ней липнет пыль, которая может быть радиоактивной. Брюки надо подворачивать повыше, чтобы не подметали землю. Ничего не трогать, предметы с земли не поднимать, ни к чему не прислоняться. Ходить по асфальту можно, по траве и особенно мху - нельзя. Не терять дозиметров (их выдали целых два), они 300 долларов стоят (почти половина средней зарплаты на ЧАЭС)!

Укрытие-2

По словам гендиректора ЧАЭС Игоря Грамоткина, внутри реактора на 4-м энергоблоке осталось тонн 200 радиоактивного топлива и тонн 30 радиоактивной пыли. Чтобы разобраться с этой опасной начинкой раз и навсегда, несколько лет назад было принято решение выгрузить и захоронить содержимое реактора. Однако для этого придётся разобрать с таким трудом построенный в 1986 г. саркофаг. Уже сейчас в полукилометре от 4-го энергоблока бетонщики заливают раствором две гигантские колеи, каждая шириной в четырёхполосное шоссе. В 2015 г. по ним в сторону аварийного реактора покатится очередное защитное сооружение - «Арка». В полном сборе она будет весить 18 тыс. тонн, а стоить 980 млн евро, которые должны собрать 40 стран-доноров. После того как новый саркофаг займёт своё место, старый начнут разбирать и потихоньку извлекать из-под него смертоносную начинку.

О каком-нибудь возвращении чернобыльской зоны (кстати, в ней постоянно обитают порядка 300 самосёлов, которым плевать на угрозу радиации) к нормальной жизни можно будет говорить лишь после 2020 г. Пока же ЧАЭС

остаётся огромной проблемой для Украины, России, Белоруссии и сопредельных стран. Но в первую очередь от неё достаётся персоналу. Впрочем, случаются и приятные сюрпризы.

   
   

- Недавно, - говорит гендиректор станции, - наши приборы зафиксировали превышение по радиоактивному йоду.

Превышение мизерное - сотые доли процента по отношению к естественному фону. Но дело всё равно серьёзное - надо точно знать, откуда этот йод взялся. Проверили. Оказалось, не наш он, с японской Фукусимы залетел. Одной головной болью меньше...

Живые мертвецы

Припять, город атомщиков, была эвакуирована на следующий день после аварии, 27 апреля 1986 г. Сейчас въезд сюда бдительно охраняется постом милиции. Город погиб как солдат и как солдат был обобран мародёрами. В Припяти особенно пронимают даже не брошенные в детском саду куклы. Их, как и аккуратненько положенные рядом противогазы, в город притащили позднее (работа каких-то любителей инсталляций с явным оттенком некрофилии).

Куда сильнее трогают пусть менее раскрученные, зато более реальные сюжеты. Проза здешней жизни.

Вот типовая панельная 16-этажка с серпасто-молоткастым гербом СССР, который навеки остался с этим городом. Одежду и бытовую технику отсюда вынесли уже в год катастрофы. Потом пришёл черёд мебели, сантехники, цветных и, наконец, чёрных металлов.

На нижних этажах перила срезали автогеном - на срезах застыли капли металла. Это следы первых лет украинской незалежности, когда контроль над охраняемым периметром вокруг Припяти ослаб. А вот на верхних срезы ровненькие. Не так давно аккумуляторной болгаркой работали, раньше таких не было. Техника, в отличие от людей, меняется довольно быстро.

Редакция выражает благодарность пресс-службе госкорпорации «Росатом» за помощь в подготовке материала.

Смотрите также: