Немного арифметики. Как оптимизировать медицинскую помощь?

На этот вопрос попробовали ответить участники V ежегодной международной конференции «Оргздрав‑2017».

   
   

Доказательствами неэффективного расходования бюджетов часто называют слишком большое количество стационаров и слишком продолжительное пребывание пациента на больничной койке. «Но об этом говорят чаще всего эксперты и проверяющие. А они рассматривают лечение извне. Извне не видны ни подлинный спектр работы медицинских специалистов, ни ошибки электроники, ни усилия, приложенные к устранению сбоев в информационных программах», – замечает заместитель главного врача Самарской областной клинической офтальмологической больницы им. Т. И. Ерошевского, член правления Российского общества организаторов здравоохранения, кандидат экономических наук Николай Прохоренко.

По мнению эксперта, в сегодняшнем здравоохранении есть два типа неэффективных расходов. Первый из них – необоснованное завышение цен при госзакупках.

Почему бюджетное стало дороже коммерческого?

Государственные закупки по закону 44‑ФЗ давно уже тема для анекдотов: «Человек проводит 25 лет своей жизни во сне, 5 лет – за едой и 6 лет – на сайте zakupki.gov.ru». Смех смехом, но медицинские работники, вынужденные посещать не всегда оперативный интернет-ресурс иногда в ночные часы, расходуют и время, и силы, и финансы.

Что касается самих цен, по которым приобретаются лекарства и медицинское оборудование, то они, хоть и государственные, оказываются выше рыночных. А система контроля над госзакупками заменила собой анализ рыночной стоимости препаратов и медизделий. Всё это вместе даёт 169 млрд рублей неэффективных расходов в год!

Если сложить издержки процедуры госаукциона со вторым параметром вынужденных околомедицинских трат, получится 247 млрд – 14% годового бюджета Федерального фонда ОМС. Напомним, сегодня он составляет около 1 трлн 735 млрд рублей.

И снова о бумагах

Оставшиеся 78 млрд рублей в год – это неэффективное применение кадрового потенциала. Но совсем не в том смысле, в котором поняли это при «оптимизации» здравоохранения. Где заканчивается медицинская помощь и начинаются лишние издержки, понимает каждый практикующий врач.

   
   

Проверки по исключительно формальным параметрам – т. е. не направленные на улучшение качества собственно медицины. Контроль, осуществляемый некомпетентными специалистами (может ли проверить историю болезни сотрудник страховой компании, не имеющий медицинского образования?). Избыточные формы отчётности – например, по целевому использованию средств или по раздельному учёту затрат по видам медицинской помощи, что для ряда медицинских организаций обязательно, но фактически невыполнимо.

И наконец, отсутствие стандартизации электронных баз, в которые нужно внести каждого «пользователя медицинских услуг». В одной только Москве их целых три – ЕМИАС, ППО и МСИС.

От документа – к пациенту

Как применить административную эффективность не в ущерб эффективности медико-социальной и экономической? Интересен совсем недавний опыт проекта «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт».

На выделенные 5 млн 635 тыс. рублей поликлинику не просто отремонтировали. Её пространство сделали комфортным для пациента и одновременно решили ряд организационных вопросов. В коридорах поставили мягкую мебель и кулеры с водой. Чтобы не терялись медицинские карты, создали единое картохранилище, переоборудовали регистратуру в стойку информации, у которой каждого посетителя, входящего в поликлинику, встречают сотрудники-администраторы.

Терапевтов разделили на участковых и дежурных – к дежурному врачу больше записываться не нужно, достаточно просто прийти на приём. Медицинским сёстрам поручили оформление справок и направлений и создали для них специальные посты. Часть медсестёр встречают пациентов и отвечают на звонки в колл-центре.

Как результат – время приёма у врача-терапевта выросло с 12 до 15 минут. Производительность труда у специалистов поликлиники увеличилась на целых 20%. А это самое главное для больного человека – доступность и своевременность лечения.

И вот что самое важное: ни среди врачей, ни среди медицинских сестёр не «оптимизировали» никого. Просто перераспределили функции между специалистами.

***

Главный секрет борьбы с немедицинскими расходами – удержаться и не начать с оптимизации кадров и бюджетов, считает Николай Прохоренко: «Сразу урезать «лишние» миллиарды нельзя ни в коем случае! Будет только хуже. Это самая грубая ошибка. Начинать надо с роста вложений».

Когда нужно сокращать ресурсы, нельзя начинать с их сокращения: для положительных изменений нужны дополнительные усилия – иначе «оптимизация» системы оборачивается её разрушением.

Смотрите также: