Чем зародили в душах некоторых пациентов и даже медиков панику: придётся в угоду политике отказаться от самых передовых зарубежных лекарств и технологий и ковылять на отечественных костылях и протезах, глотать сомнительные таблетки местного производства, терпеть уколы тупыми шприцами, резать не менее тупыми скальпелями...
Тупые шприцы?
«Паниковать точно не стоит, - уверен Евгений Черёмушкин, старший научный сотрудник РОНЦ им. Блохина. - Никто не перестанет обслуживать импортную технику только потому, что надо срочно заменить её на отечественную. К тому же российское - не всегда худшее. Например, я работаю на отечественном аппарате, которому уже 15 лет. Уже все импортные вышли из строя, а этот отлично функционирует. Поэтому я за отечественную медтехнику. Меня её качество и надёжность вполне устраивают.
Хотя, конечно, определённые опасения есть. Несколько лет подряд в огромных количествах закупали импортные томографы и не продумали, как их будут обеспечивать расходными материалами и деталями. Чиновникам было выгодно сделать огромную закупку (и, возможно, что-то с этих госзаказов положить себе в карман) и разбросать технику по всей стране, не заботясь ни о подготовке кадров, ни о расчёте потребностей в дорогом оборудовании. Через 5-7 лет надо будет разом менять массу компонентов в аппаратуре. Разве сможет с этим справиться отечественный медпром?»
«Байки про тупые отечественные шприцы и скальпели сочиняют невежды, - считает Павел Воробьёв, профессор, зампредседателя Формулярного комитета РАМН. - Около половины шприцев у нас российские, капельницы свои. Может быть, где-то и есть халтура, но в целом это не так. Более того, есть изделия, которые производятся на экспорт в Европу. Мой приятель работает в России и на протяжении 35 лет выпускает электрокардиографы, которые применяются во всём мире. В РФ они выходят под одним брендом, в Италии - под другим. Есть похожие команды в Зеленограде, Иванове, других городах, они выпускают вполне конкурентоспособные медприборы. Есть организации, которые делают прекрасные биотехнологические препараты - полные копии западных. Да и половину начинки для компьютерных томографов и МРТ делают в России». Так что повод для оптимизма есть: в Новосибирске начали серийное производство биокерамических эндопротезов, разработали тест-полоски для определения 12 опасных заболеваний, клинические испытания проходят несколько противораковых препаратов, вакцин. В Воронеже господдержку получила местная фирма, которая разрабатывает и готовит к серийному выпуску оборудование для эндоскопических (малотравматичных) операций.
Но есть в медицине области, где на отечественные аналоги врачи и пациенты переходить даже не собираются. Это касается сложных, редких патологий, многих форм онкологических заболеваний. «В кардиологии мы пользуемся исключительно импортными препаратами, и слава богу, потому что всё отечественное, к сожалению, не дотягивает по качеству до того, чтобы мы могли предлагать это нашим пациентам. И вряд ли в ближайшее время что-то изменится», - считает Артём Долецкий, к. м. н., врач отделения кардиореабилитации Первого МГМУ им. Сеченова.
Да и стоит ли пытаться заменить всё в медицине на отечественное? Это и нереально, и необязательно, считают эксперты. Российские фармкомпании часто критикуют за то, что они только фасуют и пакуют готовые таблетки. А чем это плохо?
Проживём без США
«Существует международное разделение труда, многие производства сейчас интернациональные, мы все сильно зависим друг от друга, - утверждает Павел Воробьёв. - Поэтому надо не про импортозамещение говорить, а продвигать собственную науку, обучать людей продавать свои идеи - талантов у нас хватает. Нужны не запретительные меры, а господдержка с элементами госрегулирования. Запрещать покупать импортное, как делают сегодня чиновники, неправильно и вредно. Я за здоровую конкуренцию - создавайте, выходите на рынок, зарабатывайте. А разговоры о том, что изготовление собственных лекарств - это вопрос национальной безопасности, полная ерунда. Все хорошие лекарства делаются из китайского сырья, так что надо нам дружить с КНР, а совсем не с Германией или Америкой. В США не производится ни одного антибиотика. И они абсолютно не парятся на тему нацбезопасности».
«В США производится не более 15% лекарств, остальное - за пределами страны, хотя часто и на заводах, принадлежащих американцам, - соглашается с коллегой Юрий Крестинский, директор Института развития общественного здравоохранения. - Зачем им под боком экологически опасные, вредные производства, когда можно их разместить где-нибудь в Индии или Китае? Да и рабочая сила там дешевле. Что плохого, если российские компании закупают сырьё для производства за границей. Сложно предположить, что Индия, Бразилия или Китай откажутся нам их поставлять. А на своей территории надо развивать инновационные продукты. Это биотехнологические препараты - вакцины, сыворотки и др. Что касается цели довести долю российских лекарств из перечня жизненно важных до 90%, то она достижима, если говорить о производстве именно готовых форм, а не субстанций. Сегодня, покупая лекарство в аптеке, пациенты часто даже не знают, что оно российского происхождения, потому что многие известные западные концерны имеют заводы на территории России и здесь выпускают препараты под иностранными названиями».