Смертность в стране выросла за год резко. А в июне 2015 г. - более чем на 8% по сравнению с июнем прошлого года. Что за ужас? Пресс-служба министерства разослала в СМИ пространный доклад анализа смертности аж на 14 страницах. Для проведения этой важной работы была создана даже специальная комиссия из представителей Минздрава, Росстата и других ведомств. Главный их вывод сводится к следующему: мол, статистика - вещь неоднозначная. Да, цифры есть. Но важно же их правильно трактовать. Приводят даже такой аргумент. Скажем, согласно выводам, в июне 2015 г. до 15% от общего числа зарегистрированных актов записей о смерти было оформлено на основании медицинских свидетельств, выписанных раньше этого месяца. И что, люди после этого объяснения воскресли?
Сказка - ложь?
«Вроде правда: нельзя по коротким периодам - месяц, квартал - судить о тенденциях в демографии, - рассуждает Павел Воробьёв, профессор, зампредседателя Формулярного комитета. - Строго говоря, и по году нельзя. Но то демография. А у нас - медицинская статистика. Разрушительные мероприятия по уменьшению доступности медпомощи, в первую очередь сокращение медиков первичного звена, дали о себе знать. Говорят, причина в алкоголизме, но как поставить этот диагноз, если число наркологов сокращено до минимума? Или кивать на грипп, мол, прививок не делают. А 20 лет назад делали разве? Зато отказ от госпитализации пациентов с воспалением лёгких однозначно серьёзно повлиял на смертность от респираторных заболеваний. А сегодня отказ от госпитализации при этих и многих других болезнях связан с «рационализацией»: койки в больницах сокращают, а пациентов отправляют лечиться домой».
«В целом то, что Минздрав так рьяно пытается объяснить произошедшее сторонними, не зависящими от них причинами, доказывает одно: там ждут дальнейшего ухудшения ситуации, - продолжает П. Воробьёв. - И понятно почему: из-за кризиса лекарства стоят всё дороже, из-за санкций они всё менее доступны, из-за реформ врачей всё меньше, а качественная помощь становится фантастикой. Так что, думаю, в ближайшее время мы будем слышать всё больше негативных отзывов о работе системы здравоохранения. Рад был бы ошибиться...»
Чиновники пытаются свалить с себя вину, а населению приходится смириться с тем фактом, что выжить в России всё сложнее. Некоторые пациенты, отчаявшись получить медпомощь, хватаются за оружие. На днях в Магаданской областной больнице пенсионер застрелил заведующего урологическим отделением из-за отказа в госпитализации. «Окончательные мотивы установит следствие, но мы видим тревожную тенденцию. Пациенты, доведённые до отчаяния снижением доступности медпомощи, идут на крайние шаги», - говорит Эдуард Гаврилов, член центрального штаба ОНФ, директор фонда «Здоровье». По его словам, отказы в госпитализации могут быть связаны с резким сокращением коечного фонда. И это происходит по всей стране. В 2014 г. было сокращено порядка 90 тысяч медицинских работников и более 33 тысяч коек в стационарах.