Требуются лидеры
В московском здравоохранении намечается кадровая революция. Теперь стать руководителем клиники или заведующим отделением может любой желающий. Правда, к желанию «поруководить» придётся приложить знания — не только в медицине, но и в экономике, праве и психологии. А главное — суметь убедить в своём таланте управленца комиссию экспертов. Такую возможность сделать молниеносную карьеру в медицине даёт молодым врачам новый проект Департамента здравоохранения Москвы «Лидер.Мед».
Лифт до главврача. Кому руководить московскими больницами и поликлиниками?
Почему вдруг возникла необходимость уйти от старой системы, когда главврачи и их замы просто назначались сверху, и широко раскинуть сети в поисках руководящих кадров?
От тестов к очной ставке
Но как выбрать лучших из лучших?
«Проект реализуется в 4 этапа, — продолжает Татьяна Мухтасарова. — Первый из них — анкетирование. Все желающие участвовать подают заявку и заполняют онлайн-анкету, где указывают сведения о своём образовании, профессиональном опыте, а также пишут краткое эссе на управленческую тематику.
Вообще же создание прозрачной и понятной системы преемственности кадров совершенно необходимо для здравоохранения мегаполиса. И лучше, если заниматься отбором самых достойных станут независимые эксперты. Ведь не секрет, что иной главврач сам ничего не делает для совершенствования работы клиники, до последнего держится за власть да ещё и препятствует приходу молодых кадров, способных работать лучше.
И менеджер, и врач
Каким должен быть современный руководитель? Тема эта поднималась недавно и на уровне федерального правительства, а Госдума вообще ограничила предельный возраст главврачей 65 годами. Но только ли молодость и энергия необходимы эффективному руководителю клиники? Главный врач — это прежде всего тот, кто мотивирует персонал работать на благо людей, кто умеет видеть перспективы, создаёт ориентиры и векторы движения, налаживает связи. Но не только.
«Я считаю, что руководителем должен быть только тот человек, который уже работал с пациентами, который знает к ним подход, — уверен Павел Королёв. — Понимает, что пациенту надо предоставить, чтобы он ещё раз вернулся именно в эту больницу, если вдруг что-то случится со здоровьем. И мог бы рекомендовать её своим знакомым. Более того, у руководителя обязательно должна быть помимо лечебного, клинического чутья ещё и управленческая, экономическая жилка. Главный врач должен чётко понимать ситуацию в экономике не только собственной больницы, но и страны в целом, даже в мире. Поэтому срок, установленный проектом „Лидер.Мед“, когда минимум 5 лет человек обязан проработать в медицине, прежде чем претендовать на руководящую должность, я поддерживаю полностью. Что же касается предельного возраста для главврача, то некоторые доктора старше 65 лет — колоссальные управленцы, профессионалы своего дела. Однако справедливости ради стоит сказать и о том, что бывают ситуации, когда молодой, амбициозный человек может принести гораздо больше пользы для эффективного управления или необходимых нововведений в медицинском учреждении, нежели старший и мудрый учитель. Хотя мы всегда будем преклоняться перед светилами нашей медицины, которые трудятся на благо страны, на благо здоровья пациентов намного дольше, чем я и мои молодые коллеги».
Медицина — не игрушка
Московское здравоохранение в последние годы шагнуло далеко вперёд. Что ещё предстоит сделать лидерам?
«Не навредить столичному здравоохранению, — продолжает Павел Королёв. — Есть такие амбициозные идеи, которые красиво выглядят на словах, но не применимы на практике. Потому что здравоохранение — это не игрушка и не та стезя, где можно необдуманно что-то новенькое испытывать. Необходим системный подход, который будет проходить многие ступени проверок, потому что в основе всей медицины лежит человеческое здоровье. Потому к экспериментам надо подходить крайне аккуратно и обдуманно. И уметь правильно расставлять приоритеты. Например, как соблюсти баланс между развитием человеческих ресурсов и технологий: сколько вкладывать в насыщение медучреждения новой техникой, оборудованием, а сколько — в обучение персонала, повышение квалификации врачей, привлечение лучших кадров. Это тоже вопрос для главврача. Идеал медицины — это когда пациент получает максимально большую помощь за максимально короткий срок. Наладить это вполне возможно в любом медучреждении. Ну и конечно, за всеми этими грандиозными задачами важно не утратить милосердие. Очень приятно видеть искреннюю благодарность пациентов, которым ты помог. Но, чтобы эта благодарность в сердце человека возникла, врач должен потрудиться. Ведь пациентоориентированность — современное понятие в медицине — должна быть не на словах, а на деле».
Кстати
Подать заявку на участие в проекте можно до 22 сентября на сайте https://lidermed.mguu.ru