Кому к гериатру? Как новая служба заботится о пожилых москвичах

Здоровье пожилых людей поддерживают не только лекарства, но и программы реабилитации. © / Фото: Валерий Христофоров / АиФ

Что особенного?

С годами мы приобретаем не только мудрость, но ещё и болезни. К старости, как правило, у каждого их целый «букет» - по 4-5 хронических заболеваний. «А это значит, что подбирать лекарства нужно кропотливо - чтобы лечение сердца не привело к расстройствам в лёгких, а лечение суставов не вызвало ухудшения работы органов пищеварения», - поясняет Ольга Ткачёва, главный нештатный специалист-гериатр Департамента здравоохранения города.

   
   

И добавляет, что не только это должен учитывать лечащий врач, но и так называемые возрастно-ассоциированные состояния. Это когда кости, к примеру, становятся хрупкими. В России среди пожилых 20% «хрупких» людей.

Гериатрическая служба во всём мире молода. Но все московские медицинские вузы уже готовят специалистов, а в столичных поликлиниках работает 68 таких кабинетов, как наша читательница видела в своей. В некоторых округах появились даже гериатрические отделения. Гериатры говорят, что среди их пациентов есть общественно активные, индивидуально активные и зависимые от окружающих. Задача - продлить им не просто жизнь, а общественно активную жизнь.

«Этим людям недостаточно просто правильно поставить диагноз и правильно назначить лечение, - считает Вера Сидорова, главный нештатный специалист Департамента здравоохранения по первичной медико-санитарной помощи взрослым людям, главврач Диаг­ностического центра № 6. - Им нужно ещё и оказать социальную помощь».

Поэтому гериатры работают в тесном контакте с социальными службами города. А в гериа­трических отделениях есть не только врачи, но и соцработники и даже юристы. К тем, кто не может сам прийти в поликлинику, выезжают патронажные бригады с мобильными аппаратами диагностики, им организуют домашние стационары.

«Гериатр - это координатор всей работы с пожилым пациентом», - говорит Вера Сидорова и поясняет, что он не будет заменять терапевта. Наоборот, терапевты, так же как и другие специалисты, обучаются сейчас  по программам геронтологии.

А Светлана Браун, начальник управления по связям с общественностью Депздрава, напоминает, что в 75-й поликлинике идёт пилотный проект: там разделили потоки пациентов трудоспособного и нетрудоспособного возрастов. У врачей, работающих с пожилыми, на участке всего 500 человек, а на приём одного пациента отводится 40 минут, а не 12, как на других участках. Возможно, такая система работы приживётся во всех поликлиниках города.    
   

Сколько старцев?

У пациентов старше 60 по сравнению с более молодыми выше не только потребность в амбулаторно-поликлинической помощи (в 2-4 раза), но и в госпитализации - в 1,5-3 раза.

Олега Румянцева, главврача госпиталя для ветеранов войн № 3, радует, что количест­во пациентов растёт и увеличивается их возраст. Так, в прош­лом году доля людей старше 80 лет, прошедших лечение, составила 61%, старше 90 лет - 11%, а 10 больным было вообще за 100.

Среди москвичей сейчас 2,8 млн человек нетрудоспособного возраста. Это 26% населения. К 2020 г., по прогнозам, их станет треть. Как ни парадоксально, но стареет город во многом от того, что уровень медпомощи высок. Модернизация здравоохранения, внедрение высокотехнологичных методов сделали своё дело. Если в России средняя продолжительность жизни 70,8 года, то в Москве 76,7 года.

Смотрите также: