В аэропорту «Шереметьево» от сердечного приступа умер 24-летний житель Челябинска. Парень мог бы жить, если бы помощь врачей подоспела вовремя. А на деле экстренная посадка самолёта, на которую решился командир экипажа, чтобы быстрее передать пассажира специалистам, оказалась бессмысленной.
Всё, но не для всех
Гибель парня и скандал, поднятый в СМИ, заставили Минздрав начать проверки. Но в реальности эта история вполне обычная для российских реалий: застрявшая где-то «скорая», бездушные врачи, неисправное медоборудование… Сотни людей ежегодно погибают не от неизлечимой болезни, а от безразличия врачей.
«Человек, собравшийся в путешествие или возвращающийся назад, не имеет шансов на спасение только потому, что медпункт укомплектован недостаточно, а спецбригады «скорой» не дождаться. Разве такое возможно в цивилизованной стране!» - возмущается Эдуард Гаврилов, директор Фонда независимого мониторинга медуслуг и охраны здоровья человека «Здоровье».
«За полгода такую помощь получили на 31 тыс. человек больше, чем за аналогичный период прошлого года, - отчитывается Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ. - Средств хватает на всё».
На всё, но не для всех? Страшная правда в том, что для простых россиян всё недоступнее становится не то что лечение высокими технологиями, а… просто лечение. Всё меньше шансов получить нормальную помощь у жителей небольших городов и посёлков. Жизнь в который раз нас учит: в нашей стране лучше не болеть. Ежегодно и планомерно в регионах закрывают районные и сельские роддома и больницы.
Вместо них, по заявлениям Минздрава, в 2014 г. в стране должно быть открыто 850 фельдшерско-акушерских пунктов. То есть вместо больниц и врачей - фельдшеры. А вместо оборудования и современных лекарств - зелёнка и бинт? И кого они вылечат? Да и где эти новые ФАПы?
Без сострадания - не врач
Вот лишь некоторые печальные факты только за 2014 г. В одной из деревень Кировской обл. 9-месячная девочка погибла от пневмонии. Диспетчер «скорой», ответившая на звонок встревоженной матери, вместо того чтобы направить к ребёнку бригаду, посоветовала дать дочке жаропонижающее.
В Хакасии ребёнку-инвалиду выдали лекарство только после вмешательства прокуратуры. В Челябинской обл. врачи больницы согласились осмотреть малыша, битый час томившегося в приёмном покое, когда он уже был при смерти. Южно-уральский городской суд рассматривает иск на миллион рублей к местному роддому за гибель младенца: к роженице ночью несколько часов никто не подходил, операцию (кесарево сечение) начали почти через час после выпадения пуповины - ребёнок задохнулся...
Недавно сотрудники Ростовского государственного медуниверситета провели любопытное исследование, в котором участвовали 700 медиков. Выяснилось, что 63% врачей имеют признаки синдрома профессионального выгорания. Это значит - скрыто-агрессивное отношение к пациентам, нежелание общаться с ними, безразличие к результатам работы. Впрочем, эти цифры не удивили.
Испытать на себе врачебное равнодушие может каждый, сходив в свою поликлинику. Так что дело, видимо, не только в строгости проверок. Дело в системных ошибках отбора будущих медиков и их подготовки.
А пока нормального отношения врача к пациенту нет, идут разбирательства - где чья зона ответственности, кто за чем недосмотрел… Только этим чьих-то детей, жён, мужей или родителей уже не вернуть.
Ректоры медвузов уже всерьёз обсуждают, как отбирать студентов не только по баллам ЕГЭ, но и по готовности человека служить людям. Если у врача нет сострадания к больным, то и самые современные технологии могут оказаться бесполезными.
Смотрите также:
- Ценою в жизнь. Ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем в ДТП →
- «Умираете? Приходите завтра!» →
- Или вылечат, или зарежут... →