Реанимация отрасли. Новая медицина должна стать лучше советской

«Страна ждёт от нас лучшей в мире системы здравоохранения» — с такими словами обратилась к ведущим российским врачам министр здравоохранения Вероника Скворцова. Как выясняется, лучшие врачи у нас уже есть, и их немало. Дело за системой.

   
   

В Москве лучшим врачам вручили премии Национальной медицинской палаты. Но, отметив самое выдающееся, что есть в российской медицине, ведущие медики страны, собравшиеся на 3-й съезд Национальной медицинской палаты, напомнили власти и о серьёзных проблемах, которые ещё предстоит решать.

Очередь? Плохо лечат!

Примечательно, что премии получили не столичные, а сельские доктора и врачи из регионов. Например, в номинации «Земский доктор» победителями стали Надежда Дарьина, врач-терапевт Добринской межрайонной больницы Липецкой области, и Сергей Ермаков, врач Шаблыкинской ЦРБ Орловской области. Их жизненные истории схожи — оба после окончания вуза сразу уехали работать в село, где трудятся по сей день и не жалеют об этом. Слова Надежды Алексеевны стоило бы повесить на видное место в каждой районной поликлинике: «Если у врача перед кабинетом собирается очередь из пациентов, которые возвращаются и возвращаются со своими болезнями, значит, их плохо лечили».

Конечно, врачей, которые достойны самой высокой награды, у нас гораздо больше.

«Наше государство должно выразить благодарность нашим врачам, — Евгений Чазов, академик РАМН, главный кардиолог Минздрава. — В конце прошлого века Россия была на краю гибели. У нас была беспрецедентно высокая смертность и низкая рождаемость. Но мы вышли этого тяжёлого положения. Сегодня мы приближаемся к показателям, которые были при советской власти. Мы очень много можем взять из тех лет. Ведь Всемирная организация здравоохранения тогда, в 1978 г., признала наше здравоохранение лучшим в мире. Мы ещё не дошли до тех показателей смертности и рождаемости. И хотя мы смогли устоять на краю пропасти и не погибнуть, у нас впереди ещё много работы. У нас остались вопросы, которые надо решать. Мы должны работать ради наших пациентов».

Тем не менее, несмотря на самоотверженную работу многих медиков, удовлетворены медицинской помощью, по словам Леонида Рошаля, главы Национальной медицинской палаты, всего 30-40% россиян. Причины — зачастую не в самих врачах, а в плохой организации медицинской помощи в регионах. И это вопрос к руководителям здравоохранения. С тем, что нерешённых проблем ещё много, согласилась и министр здравоохранения Вероника Скворцова. Одна из главных — неодинаковая доступность современной медицинской помощи для людей из отдалённых регионов и жителей крупных городов.

Медицина — не только для элит

«За последние годы есть очевидные положительные сдвиги, — сообщила глава Минздрава Вероника Скворцова. — Для женщин мы сейчас достигли самого высокого показателя продолжительности жизни — это 76,5 лет. У мужчин пока показатель ниже. В 2012 г. мы достигли самых никаких за всю историю страны показателей младенческой, детской и материнской смертности. Почти вдвое уменьшилась смертность от инсультов. Мы увеличили долю онкологических заболеваний, выявляемых на ранней стадии. То есть возросло количество людей, которые потенциально излечимы от онкологических заболеваний. Но можем ли мы сегодня сказать, что мы имеем систему здравоохранения, которую хотим иметь? Конечно, нет. Мы, профессионалы, как никто другой знаем все дефекты существующей системы.

   
   

Что нужно сделать, чтобы исполнить то, что звучало в послании президента и то, чего ждёт от нас страна — лучшую в мире систему здравоохранения? Страна ждёт систему здравоохранения, с одной стороны — основанную на наших благородных и гуманистических традициях и на той советской системе, когда всё было бесплатно, когда независимо от своего социального и материального статуса каждый гражданин страны мог получать гарантированный объём медицинской помощи. С другой стороны, мы должны улучшить то, что было в советское время. Потому что медицина за это время ушла далеко вперёд, развилась биомедицина, появляются новые технологии, которых не было ещё даже 10 лет назад — клеточные, тканевые. Персонифицированная медицина, когда на основе индивидуального генетического кода для каждого пациента подбирается лекарственная терапия и профилактика. Но новые технологии очень дорогие. Как сделать так, чтобы они были достоянием каждого гражданина, а не только избранных элит общества? Вот над этим мы все вместе должны работать».

Остаётся только пожелать, чтобы эти прекрасные слова министра не расходились с делом. Например, по официальным данным Минздрава, средняя зарплата врача сейчас — около 40 тыс. руб., фельдшера — 24 тыс. руб. А реально во многих регионах доктора, работающие в сельских больницах, на «скорых» и в фельдшерско-акушерских пунктах получают 8-15 тыс. рублей. В таких условиях, как бы ни хотелось врачам помочь людям, облегчить им страдания от болезней, думать будешь в первую очередь, как спасти свою семью от полунищенского существования.

Смотрите также: