Век живи — век учись. Кое-что о последипломном образовании

© / Yuriy Rudyy / Shutterstock.com

Заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Залим Балкизов предупреждает: «Приказы Минздрава об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов наши доктора восприняли как успокоительное. Тех, кто сейчас получает сертификат специалиста, экзамен по новым правилам ждёт лишь через пять лет. А если так, то зачем волноваться? Но на самом деле никто ничего не откладывает. В день, когда врачу вручают его последний сертификат, начинается его первый год в системе непрерывного медицинского образования. За 2016 год нужно заработать 50 учебных баллов. А в 2021 году баллов должно быть уже 250, иначе к экзамену не допустят».

   
   

Действительно, документы о квалификационных требованиях к специалистам – и с высшим, и со средним образованием – были опубликованы за считаные месяцы до первой аккредитации (напомним: в 2016 году новый, аккредитационный, экзамен проходят выпускники – провизоры и стоматологи). Профессиональное сообщество понадеялось: быть может, сроки перенесут?

Те, кому вручат сертификаты в 2017–2020 годах, действительно получили дополнительное время. Но…

Время и компьютеры

Курсы повышения квалификации для многих мед- и фармспециалистов давно стали формальностью. «Нужно учиться по-новому!» – давно говорит профессиональное сообщество. Но семинар в аптеке и отъезд врача на конференцию совсем не одно и то же.

В 2014 году в первом, пилотном проекте непрерывного образования приняли участие 594 специалиста из 12 регионов нашей страны: терапевты, педиат­ры и врачи общей практики. В то время с электронными учебными материалами было не так просто – и начальство крайне неохотно отпускало докторов на конференции и семинары. Именно на это чаще всего жаловались участники проекта. 

Второй жалобой стало… отсутствие Интернета на рабочих местах (хотя сегодняшнюю компьютеризацию поликлиник тоже нельзя оценивать однозначно). Кто-то из врачей не очень уверенно пользовался компьютером.

   
   

И всё же учиться оказалось интересно. А пилотный проект распространили на врачей узких специальностей и продлили его до 2020 года.

Доктор на распутье

Компьютер стал главным координатором непрерывного образования. Но электронная регистрация ещё не вполне отработана. Участники недоумевают: на каком из двух сайтов – sovetnmo.ru или edu.rosminzdrav.ru – заводить личный кабинет?

«По итогам образовательного семинара «Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования», прошедшего в Москве, в качестве основного портала для участия в системе НМО рекомендован edu.rosminzdrav.ru. Те, кто был зарегистрирован на sovetnmo.ru,
могут попасть на новый портал, используя те же логин и пароль. Все набранные баллы также сохранятся, – объясняет декан факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Пирогова Ольга Природова. – На новом портале можно посмотреть курсы повышения квалификации – по всем вузам, аккредитованные мероприятия, а также те же модули, которые были на портале sovetnmo.ru. Сайт sovetnmo.ru будет использоваться для участников пилотных проектов по отработке модели непрерывного образования».

В систему непрерывного образования включены далеко не все учебные конференции, конгрессы и семинары. За неаккредитованные мероприятия баллов и часов не начисляют. Не верьте рекламе – вот что можно посоветовать врачам и фармацевтам в данной ситуации. Увидели на сайте конгресса или саммита объявление «Мы даём баллы!»? Срочно перепроверьте на edu.rosminzdrav.ru!

Знания – ещё не всё?

Возможно, со временем отечественный сайт непрерывного мед- и фармобразования станет подобием английского BMJ Learning. Британская электронная страница, предназначенная для докто­ров различных специальностей, собирает более 20 миллионов посещений в год. И это только раздел «Лучшие практики».

Онлайн-энциклопедия – прекрасный помощник врача и фармацевта. Но, как показывает практика, её наличие ещё не означает отсутствия врачебных ошибок. А в Англии истории этих ошибок часто замалчиваются.

В 2015 году в Великобритании разгорелся медицинский скандал. The Guardian писала, как в Стаффордшире в крупном медицинском тресте пациентам давали неправильные лекарства. Больных заставляли пить воду из вазы. Что происходило с теми, кто не мог самостоятельно передвигаться, писать здесь не будем…

Положить конец «культуре прикрытия» решился британский министр здравоохранения Джереми Хант. Он заявил: каждый месяц в каждом регионе Великобритании до тысячи человек погибают из-за врачебных ошибок, но большинство госпиталей из года в год занижают число погибших. Информацию скрывают десятилетиями… Хант порекомендовал ежегодно публиковать отчёты о лечении тех пациентов, которых не спасли.

«Нужно прислушиваться не только к стационару, но и к обществу», – замечает руководитель по взаимодействию с клиническими базами Центра доказательной медицины BMJ Клара Брунхубер. Образование специалиста – лишь часть работы системы здравоохранения. За организацию, за ответственность, за человечность отвечают совсем другие факторы.

Контроль и ещё раз контроль

Компьютеризация последипломного обу­чения рискует превратиться в… строжайший учёт всех мед- и фармспециалистов. «Самое сложное на сегодня – это вход в личный кабинет. Во‑первых, врачу нужно подтвердить, что он врач, а проверить информацию можно лишь через федеральный регистр медработников. Очень многие в него не внесены работодателями, – размышляет Ольга Природова. – Во‑вторых, нужно знать, что на сайт зашёл именно этот доктор, а не другой человек, который знает его данные. Как это подтверждать? С помощью СНИЛС? Должна быть единая система идентификации».

Посещать сайт докторам и фармацевтам придётся регулярно. Составить план на все пять лет сразу вряд ли получится. Ежегодные обязательные 50 часов – это 36 часов очного обучения в вузе и 14 часов образовательных мероприятий от профессионального сообщества.

Стоит ли полностью доверять электронике? Или же можно последовать примеру ещё одного последипломного образования – аспирантуры? У каждого аспиранта есть индивидуальный план на все 3 или 4 года обучения. План этот – не электронный, а бумажный. Заполняется он по мере работы над диссертацией…

Бюджетные вопросы

«В новой системе непрерывного медицинского образования усовершенствование по своей специальности медицинским работникам придётся проходить ежегодно. В переходный период это, несомненно, создаст дополнительную нагрузку на вузы… Тем не менее мы надеемся, что такое обучение будет максимально обеспечено бюджетными местами», – убеждена декан факультета дополнительного профессионального образования РязГМУ им. академика Павлова Мария Фомина.

Не так давно на базе Рязанского госмед­университета был организован Центр симуляционного обучения. Оттачивать врачебное мастерство теперь можно на самом полезном «тренажёре» – роботе-пациенте с компьютерной программой, сразу же отвечающей на лечебные манипуляции. Электроника задаёт разные параметры здоровья: пульс, частоту дыхания, кровяное давление, уровень сахара… Есть даже робот-новорождённый – он очень похож на настоящего малыша.

В 2016–2020 годах одни специалисты будут учиться на привычных курсах повышения квалификации, другие – набирать баллы по новой схеме. Хватит ли бюджетных мест и средств – один из важнейших вопросов для непрерывного образования.

Медицинские и фармацевтические вузы усиленно работают над учебными программами. Аккредитованные мероприятия уже проходят далеко за пределами Москвы. Для специалистов со средним образованием непрерывное обучение тоже обязательно и проходит по той же схеме – 50 часов в год. Конференций и семинаров для среднего звена пока ещё немного. Но колледжи и профессиональные сообщества уже объединяют усилия.

А новая схема обучения ещё только на старте…