Уроки годности. С чем кроме коронавируса предстоит столкнуться школе?

Каждая школа истолковала правила «утреннего фильтра» по-своему. © / Виталий Аньков / РИА Новости

Новый учебный год начался с новыми вопросами. В них разбирался «АиФ».

   
   

На что влияют проверочные работы?

С 14 сентября начнутся Всероссийские проверочные работы. Писать их будут школьники 5–8-х классов обязательно, девятиклассники – по решению школы в режиме апробации. Родители обеспокоены: как бы детям не нахватать двоек после такого долгого перерыва в учёбе. 

Однако в Минпросвещения отмечают, что результаты работ будут использоваться для того, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке знаний школьников. «Никакие оценки, влияющие на успеваемость, за них не ставятся, – подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов. – Это инструмент, чтобы учителя смогли проверить знания школьников «на входе». 

Как изменится ЕГЭ? 

Серьёзное нововведение: в этом году ЕГЭ по информатике планируется проводить на компьютерах. На сайте ­ФИПИ (Федерального института педагогических измерений, который разрабатывает все задания ЕГЭ) опубликована демонстрационная версия экзамена в компьютерной форме. «Важно, чтобы при переходе на компьютерную форму ЕГЭ по информатике все будущие участники экзамена и педагоги получили максимально подробную информацию об изменениях экзаменационной модели и особенностях проведения экзамена на компьютере. Тренажёр позволит заранее ознакомиться с программным обеспечением, которое будет использоваться на ЕГЭ, и по­тренироваться в выполнении экзаменационной работы», – сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

Выпускникам предложат 27 заданий, в том числе 10 базового уровня сложности, 13 – повышенного и 4 – высокого. Кстати, в будущем, по словам Музаева, школьники смогут сдавать ЕГЭ по точным наукам, таким как математика, физика и пр., тоже на компьютерах. 

Как измерять температуру?

В Москве ситуацию с новыми правилами образовательного процесса отыграли разумно – дети начали учёбу в штатном режиме и при этом с полным соблюдением мер безопасности. А вот из регионов поступают жалобы на то, что в некоторых школах теперь дети толпятся в очередях, прежде чем зайти в классы. Пока на входе каждому школьнику измеряют температуру, остальные томятся на улице в ожидании.

На ситуацию уже обратил внимание глава Минпросвещения Сергей Кравцов: «Проходной режим не должен приводить к скоплению людей». В министерстве уточнили, что измерение температуры у учащихся должно проходить в просторных школьных рекреациях с разведением потоков детей и соблюдением социальной дистанции.

   
   

К слову, в некоторых школах правила «утреннего фильтра» истолковали почти наоборот: детям измеряют температуру на втором уроке. Какой смысл в такой про­цедуре, кроме отчётов, понять сложно. За время первого урока любой инфицированный ребёнок может перезаражать всех одноклассников. Возможно, Роспотребнадзор не прописал детально новые требования, но ведь здравый смысл тоже никто не отменял. 

Можно ли обойтись без розог? 

Многие учителя жалуются, что дети за период длинного отдыха разучились учиться. 

«В ответ на это я всегда привожу пример из истории, – объясняет завотделом Центра стратегии развития образования МГУ им. Ломоносова кандидат педагогических наук Константин Зискин. – Сто лет назад учитель примерно так же разводил руками и говорил: как можно вообще без розги сделать так, чтобы эти шалопаи ещё учились? Розгу убрать – они тогда разнесут школу. Я в этом смысле коронавирусу благодарен – он активизировал всех. Может быть, это косвенным образом будет влиять на то, что у нас по-другому школьная программа станет выстраиваться. Пока что она законсервирована со времён царской гимназии почти без изменений. А уже полтора века прошло. Естест­венно, многое из того, что сейчас преподают в школах, современным детям не нужно. И знания для жизни им приходится добывать самостоятельно. Ни для кого не секрет, что сейчас некоторые дети благодаря информационным технологиям, ещё учась в школе, зарабатывают больше ­родителей».

А что в институтах?

Региональные вузы в этом году недосчитались абитуриентов. «Во многих регионах растёт переход выпускников 9-го класса в систему среднего профессионального образования. В этом году 50–55% ребят после школы пошли учиться в колледжи, – рассказала руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ профессор Татьяна Клячко. – Меньшинство выбирают рабочие профессии. Большинство поступают на программы подготовки специалистов среднего звена – учатся на бухгалтеров, айтишников, медиков среднего звена, фармацевтов. И далее уже по этой специальности могут поступать в вуз. Это не значит, что снизился интерес к высшему образованию. Это означает другую стратегию семей по получению высшего образования. Она стала более рациональной».

А в этом году из-за пандемии выпускникам школ, которые решили не поступать в вузы, разрешили не сдавать ЕГЭ. «Возможно, потому тоже вырос поток в систему среднего проф­образования. Ребята решили не сдавать ЕГЭ и пошли в колледжи», – отмечает Т. Клячко.

В этом нет ничего удивительного. Образование в вузах сейчас дорого, бюджетных мест мало, а реальная профессия, полученная в колледже, позволяет зарабатывать деньги и, если очень хочется, получить позже выс­шее образование. И даже если потом человек поступает учиться платно, то оплачивает вуз из соб­ственного заработка, не перекладывая это бремя на родителей.

Кстати

Топ-5 регионов с лучшим качеством образования

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Ленинградская область
  • Белгородская область
  • Московская область

Самое низкое качество

  • Ингушетия

По данным уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ Анны Кузнецовой