Примерное время чтения: 19 минут
1582

Снова в школу. Во сколько обошлась в этом году подготовка к 1 сентября?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Празднуем, но санитарные правила соблюдаем! 02/09/2020
Павел Лисицын / РИА Новости

Звонки на урок в российских школах всё-таки прозвучали. Подготовка к этому учебному году проходила в сложных условиях. Но школы вернулись к полноценной жизни, пусть и с ограничениями. Правила эти приняты исключительно для того, чтобы обезопасить и учеников, и учителей. На учителей ложится двойная нагрузка. И они, как и врачи, боровшиеся с коронавирусом, заслуживают звания «герой».  

Кому школы не хватает?

Учебный год начался новый, но проблемы в него в некоторых ­регионах перешли старые.

«1 «Ф», на линейку!»

В Волгоградской обл. эпидемическая ситуация по-преж­нему непростая. А если бы не пандемия, этот учебный год получился бы в регионе особым – на сферу образования в 2020 г. здесь дополнительно выделили 500 млн руб. В школах меняют кровлю, освещение, ставят современные оконные блоки, благо­устраивают территории.

В сельских школах запустили программу по обновлению спортзалов. И в городе, и в селе начали создавать образовательные пространства нового типа – «Точка роста», где детям помогут развить технические или гуманитарные способности. В этом году таких «точек» откроют 42, а до 2022 г. их количество вырастет до 236.

1 сентября распахнула двери новая школа на 500 мест в ­Городищенском районе области для детей из 6 близлежащих посёлков. В этой сельской школе есть всё необходимое – от 20 учебных классов до кабинета робототехники и зала для занятий хореографией. В Волгограде школу на 1 тыс. мест планируют сдать к концу года. Она станет третьей «тысячницей», построенной в регионе за последние 6 лет впервые с ­советских времён.

А Краснодар продолжает ставить рекорды по числу первых классов. Сначала был 1 «Ч» класс в Губернском микрорайоне, потом 1 «Ш» в школе на ул. Аверкиева. В этот раз числом «новобранцев» отличилась школа №  71. Там сформировали 32 первых класса. В каждом из них будут учиться от 30 до 43 детей. «Ученики распределены по пяти зданиям на двух улицах, – поясняет директор школы Светлана Чернявская. – Всего в первые классы на сегодня зачислены 1023 ребёнка. В одном здании начальной школы первые классы пронумеровали от «А» до «М», в другой – от «А» до «Ф». «Мы были морально готовы, что детям предстоит учиться в «многонаселённой» школе и большом классе, – говорит мама двух первоклашек Наталья Калашникова. – Но школа отличная! Кабинеты просторные, с новой техникой». 

В этом году из-за пандемии к мерам безопасности относятся особенно строго. «У нас 17 входов, на каждом учащимся будут измерять температуру, – продолжает Светлана Чернявская. – В столовую дети будут приходить в два этапа: сначала 300 человек. Всех рассадят через стол. В следующий приём – ещё 300 учеников. Для этого сдвинуто расписание. Начальные классы будут учиться с 8 утра, средние – с 8.15. Школа учится в две смены, между ними в кабинетах будут проводиться уборка и обработка дезсредствами. В связи с этим пришлось увеличить штат техслужащих. Учителей в этом году тоже прибавилось. Особенно востребованы были математики, географы, химики».

«Бац – и вторая смена!»

Вторая смена – одна из самых больших проблем для регионов. В 10 школах Ленинградской обл. дети начинают учёбу после обеда, а рабочий день учителя длится дольше, чем хотелось бы педагогам. Родители же жалуются на то, что учащимся второй смены пришлось забыть про кружки и тренировки, – секций, которые бы работали по утрам, не найти. В итоге «безнадзорные» школьники спят до обеда или «режутся» в онлайн-игры. 

Проблема особенно остро стоит в трёх районах области: Всеволожском, Гатчинском и Кировском – там, где ведётся интенсивная застройка. Ежегодно здесь появляются новые многоэтажки, а школ больше не становится. Власти региона обещают решить проблему к 2024 г. «Мы увеличим количест­во новых учебных заведений, – говорит председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. Сергей Тарасов. – За по­следние годы в регионе построено 18 новых школ, из них 9 – в 2020 г. Также мы провели реновацию 50 учебных учреждений».

В Иркутске рубежом, к которому все школы должны перейти на обучение в одну смену, обозначили 2025 г. Для этого нужно построить 30 образовательных учреждений на 500–1200 человек каждое. Реально ли? «Это невозможно ни с точки зрения муниципального, ни с точки зрения федерального финансирования, – честно признал мэр ­города ­Руслан Болотов. – Никто не выделит Иркутску 30 ­млрд руб. Поэтому сейчас ключевая задача – охватить самые перегруженные микрорайоны и построить там новые школы. Работаем по ряду пристроев. Да, это от безысходности, но это важно и нужно делать, потому что подобрать отдельно стоящий участок в ряде районов города просто невозможно».

Но всем им далеко до Дагестана – это один из 7 регионов России, где есть не только вторая смена, но и третья – в ней учатся 2,7 тыс. ребят. В сентябре 2019 г. правительство выделило республике 9 млрд руб. на ликвидацию трёхсменки, здесь завершили строительство 24 школ на 10 тыс. человек. И всё равно мест не хватает. 

«Как правило, в школе, рассчитанной на 300 учеников, учатся 1,2 тыс. ребят. В переполненных классах – по 30–40 человек. Чтобы хоть крупица знаний досталась каждому, мы часто сокращаем уроки до 30 минут», – говорит учительница начальных классов Шамхал-Терменской школы № 44 Амина Абдуллаева.

«Почему так тяжело решить проблему трёхсменки? Причина – большая внутренняя миграция из села в город. В сёлах школы пустеют, а в городах пере­полнены. Плюс высокая рождаемость. В этом году в 1-й класс пойдут 55,6 тыс. дагестанских детей, на 10 тыс. больше по сравнению с прошлым годом, – объяснили «АиФ» в Мин­обрнауки Дагестана. – В этом году должны были распахнуть свои двери 9 школ, но с документами что-то затягивается, и две из них пока не заработали. Но до конца года в эксплуатацию будут введены 33 школы на 9074 места и 58 ­дет­ских садов». 

А в микрорайоне Северный Соль-Илецка Оренбургской обл. жители и пристрою были бы рады, если б его было к чему пристроить. Десять лет они добиваются строительства школы, дорога в которую была бы без­опасна для их детей. Здесь нет не только школы, но и своей поликлиники, пожарного депо. Это притом что в микрорайоне проживают 4 тыс. человек, из которых 1 тыс. – дети. Ближайшая школа – в 4,5 км. «Сначала дети идут к ней вдоль дороги, по которой несутся фуры, потом через лесополосу, дальше – по полю и по прямой через рельсы, по которым постоянно проходят поезда», – комментирует жительница микрорайона Юлия Истомина. «Построить новую школу или хотя бы безопасный переход на дороге к имеющейся возможно только с помощью средств областного и федерального бюджетов, – сообщает глава округа Алексей Кузьмин. – В 2019 г. заявка на строительство школы в программу не попала». Не попала она и в этом году. Зато здесь легко выделяют земельные участки для многодетных семей. Вот только где будут учиться все эти дети?

На школу – всем миром

А на Таймыре на помощь детям и педагогам сгоревшей в пос. Волочанка школы пришёл известный фотограф-путешественник Александр Химушин. Два года назад он гостил здесь, сделал несколько портретов местных жителей, подружился с представителями долган и нганасан, а когда узнал о случившейся беде, не смог пройти мимо. Деревянное одноэтажное здание школы № 15 им. Огдо Аксёновой сгорело в начале августа. Здесь должны были учиться 49 детей с 5-го по 11-й класс. Теперь все ученики – 85 человек – будут ютиться в двухэтажном, тоже деревянном здании начальной школы, по­строенном в 1954 г.

«Школа была центром всех детских занятий, здесь изучают исчезающую культуру и язык мало­численных коренных народов. Посёлок отрезан от остального мира, добраться до него можно только вертолётом. Помимо самого здания сгорели компьютеры, библиотека, столовая, спортивные сооружения. Ситуация критическая. Хочу помочь деткам Волочанки вернуться в школу, выставив на ­аукцион свою работу», – ­написал ­фотограф на своей страничке в ­соцсети.

На его призыв откликнулись люди с разных концов света. Всего за 2 дня неравнодушные к судьбе таймырской школы жители планеты перечислили 200 тыс. руб. «Мебелью и учебниками школу обеспечили, классы уже готовы к приёму учеников, единственное, что учиться они будут в две смены», – добавляет и. о. начальника Управления по образованию г. Дудинки Марина Ольбик.

Каша ценой в стадион

В середине августа Владимир Путин провёл совещание с правительством: обсуждалась готовность школ к переходу на бесплатное горячее питание для учеников младших классов. Оказалось, что 27 регионов в срок не уложились.

Так, в Хабаровском крае 81 школа не готова к организации бесплатного горячего питания в младших классах.

– Работа по этим вопросам должна была вестись в июле.­ Здесь большая претензия к преж­нему зампреду правительства края по социальным вопросам. Это уже вылилось в соответствующее кадровое решение. Ситуацию с финансированием удалось решить благодаря личным рабочим отношениям с федеральным министерством. Теперь нам приходится организовывать горячее питание в срочном порядке, работая в ручном режиме с местными властями, – сказал и. о. губернатора края Михаил Дегтярёв.

– Какие могут быть бесплатные завтраки, когда в некоторых школах детей не кормят вообще? И столовых нет, подходящих по требованиям Рос­потребнадзора, и даже воды там нет. И денег нет. Сначала надо навести в школах порядок. Для того чтобы обеспечить зав­траки, часть районов взяла средства, выделенные краем на отрасль образования. Это значит, что, например, вместо ремонта кабинета или стадиона, вместо замены системы отопления, чтобы зимой дети не мёрзли, деньги пошли на зав­траки, – говорит экс-депутат Законодательной думы Хабаровского края Валерий Постельник.

«У муниципалитетов денег не нашлось, а у края, думаете, нашлись? Госдолг растёт в аст­ро­номической прогрессии. Так что на школьное питание пошёл хабаровский Институт повышения квалификации сот­рудников образования, один из лучших в стране. Его закрыли», – сообщил один из депутатов, попросивший не называть его фамилию.

Однако родителей младше­классников круговорот бюджетных средств занимает гораздо меньше, чем благополучие детей. «Моя дочь ходит на завтраки, но почти никогда не ест – ей не нравится молочная каша. Но в любом случае я питание оплачиваю. Выходило сначала 1,7 тыс. руб., а потом под 2 тыс. руб. в месяц. Очень рада, что теперь питание у нас будет бесплатным», – говорит мама второ­классницы Евгения ­Николаева.

В Карелии в этом году в ­1–4-е­ классы пошли 30 тыс. ­детей. Чтобы всех их накормить горяченьким, в год нужно по­тратить 449 млн руб. – из расчёта 70 руб. за один завтрак. Кстати, до сих пор детей кормили на 56 руб. в день.

Чтобы получить финансовую помощь из центра, республика должна была подготовить все школьные столовые. В феврале – апреле Роспотребнадзор провёл оценку пищеблоков школ. Выяснилось, что установленным требованиям не соответст­вовали 68 пищеблоков. На уст­ранение нарушений ушло 96 млн руб. из республиканского бюджета.

Министр образования республики Роман Голубев поспешил успокоить родителей: «С 1 сентября школьники начальных классов в Карелии будут получать бесплатное горячее ­питание».

Но сенатор от республики Игорь Зубарев считает, что мест­ное министерство образования заложило в расчёты слишком маленькую стоимость: «Почему завтрак для карельского младше­классника должен стоить 70 руб., когда в других регионах питание для учащихся начальных классов стоит дороже? Это несправедливо по ­отношению к нашим детям!»

Трёхсменка, надбавки и интернет

В этом году в школы пришли 17 млн учеников – на 500 тыс. больше, чем в 2019 г. Из них 2 млн – первоклашки. Что ждёт ребят?

Больше 32 тыс. учеников отправились в новые школы, по­строенные к началу учебного года в 32 регионах. Во многом это произошло благодаря реализации нацпроекта «Образование» – в его рамках до конца года в стране откроется ещё 96 общеобразовательных организаций на 56 тыс. мест в 55 регионах. И разницы между городами и сёлами нацпроект не делает. К примеру, в сёлах Воронежкой обл. открылись сразу 4 новые школы.

Накануне 1 сентября Роспотреб­надзор отменил требование ограничить число учеников в классе 25 детьми. ­Первые две недели в школе будут находиться врачи. В ряде школ изменили графики начала уроков. У некоторых классов они теперь начинаются позже обычного. И это притом что до сих пор во вторую смену в РФ и так учились 2 млн детей. И ликвидировать её обещают не раньше 2025 г. Но в Чечне, как и в Дагестане, пока решают проблемы с трёхсменкой, планируя отказаться от неё только к 2023 г.

Требования санитарной службы о ежедневных генеральных уборках класса дез­средствами для многих школ в регионах оказались невыполнимы. Иначе почему на генеральную уборку перед началом учёбы призвали родителей? «Нам вообще предложили сдать деньги на уборку», – пожаловались родители нижегород­ских школ министру образования региона. Чиновник ответил, что эту проблему должна решить сама школа. Кстати, Минпро­свещения РФ запретило школам собирать с родителей деньги на термометры и санитайзеры – эти расходы возложены на региональные бюджеты.

Проблемы возникли и с реализацией поручения президента об обеспечении бесплатным горячим питанием. «Некоторые регионы пытаются переложить проблему с больной головы на здоровую, переводя на уровень муниципалитетов, у которых в принципе не было заложено денег на то, чтобы организовать горячее питание, привести в порядок столовые и пищеблоки», – говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

Правительство приняло решение в дополненение к 22 ­млрд руб. выделить ещё 39 ­млрд для регионов, чтобы всех младшеклассников страны (а их 7 млн) смогли накормить. Пока же почти в половине малокомплектных школ в сёлах проблема не решена. Но по закону есть время решить вопрос до 1 сентября 2023 г.

Зато есть приятные новости для учителей: в этом году все педагоги, ведущие классное руководство, ­будут получать надбавки в 5 тыс. руб. «Более того, эти выплаты не будут влиять на существующие муниципальные и региональные надбавки учителям, которые сокращаться не должны. Этот вопрос на особом контроле», – подчеркнул глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

Появятся и новые должно­сти – учитель-наставник и учитель-методист, которые тоже могут повлиять на зарплату.

«Вопрос об этих статусах рассматривался последние несколько лет, – говорит руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Была принята система учительского роста, для того чтобы педагог мог развиваться и повышать квалификацию не только по предмету (получать первую, высшую квалификационную категорию), но и приобретать новые трудовые функции. Например, быть наставником для других учителей. Либо работать методистом, обобщая свой опыт, предлагая методические разработки ведения уроков. Это именно должностные изменения, которые будут присваиваться по итогам аттестации и за которые учитель может получать заработную плату. Хотелось бы надеяться, что это будет иметь адекватное ресурсное обеспечение».

Правда, судя по опросам учителей (нуждаются ли они в том, чтобы у них был наставник), оказалось, что все готовы быть наставниками и никто не хочет быть наставляемым.

А ещё Минпросвещения обещает обеспечить школы технически после того, как дистанционное обучение выявило реальные проблемы в этой сфере. «Сделали для себя ряд выводов, – сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, – корректируем национальные проекты, в том числе дооснащение школ современным оборудованием. Планируем поставить во все школы сельской местно­сти и малых городов (а их 27 тыс.) новые лаборатории для преподавания естественно-научных предметов, таких как физика, химия, и других».

Правда, заполняя школы компьютерами и подключая интернет, не стоит забывать, что главное в образовании всё же не техника и технологии, а общение учителей с детьми, воспитание. Для многих эта истина за последние месяцы стала как никогда очевидной.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Герои дистанционного труда

Весной, когда практически все школы России отправили на дистанционное образование, учителя продемонстрировали чудеса, адаптируясь к новым условиям. И теперь готовы к любому развитию событий.

– Моя национальность ещё с советских времён – белорусский партизан, – смеётся директор лицея № 31 г. Челябинска Александр Попов. – Чиновники много чего придумывают, а исполнителями этих придумок становимся мы, директора школ. Как фантазии чиновников исполнить? Только методом того самого белорусского партизана. Когда надо – высунулся из окопа, когда надо – вновь спрятался в укрытии.

Чтобы потянуть дистант, учителям нужны были деньги на сотовую связь и интернет. Так мы их у депутатов попросили. Учитель с утра до ночи сидит, уткнувшись в ноутбук, ему даже еду приготовить некогда. Поэтому каждому нашему учителю пельмени выделили – в качестве гуманитарной помощи.

Гуманитариям, кстати, труднее всех пришлось. Если учителя физики и математики с платформами дистанционного обучения на ты, то гуманитариев, особенно возрастных, приш­лось учить. Как только в марте мы поняли, что «в ­окопах» придётся засесть надолго, в каникулы собрали в школе всех учителей, разбили их на группы. Физики и математики стали объяснять учителям истории, русского языка и литературы, как пользоваться платформой Zoom. Те впервые за долгие годы в шкуре учеников побывали.

И ничего, выжили. У одиннадцатиклассников средний балл по ЕГЭ – больше 90. Не выше и не ниже, чем в прошлые годы. А учителей, которые добились наибольших успехов в организации дистанта, мы наградили внутренней денежной премией «Герой дистанционного труда».

Быть всем вместе

С каким настроением ­начинают этот учебный год учителя?

Марина Ступникова, учитель начальных классов Центра образования № 19 г. Тулы:

К учебному процессу учителя готовятся всегда. Не стал исключением и год нынешний, только теперь подготовка шла по двум направлениям. Помимо традиционного (очного) варианта обучения приш­лось прорабатывать и другой – на случай продолжения дистанционного. Хочется надеяться, что вариант «Б» не пригодится, чему рады все. Надеюсь, что онлайн-уроки мы уже пережили и они проч­но останутся в прошлом.

Отдельного внимания при дистанционном обучении заслуживает психологическая сторона процесса для первоклашек. Ведь они не старшеклассники, чуть что – сразу в слёзы. Всё это сложно. Но тем не менее мы с родителями получили очень хороший опыт и теперь готовы использовать новые площадки для параллельного выполнения некоторых заданий на дистанционке.

А ещё проявился интересный эффект – несмотря на предрасположенность нынешнего поколения к виртуальности, у детей возник своеобразный протест против такой формы. Нам не хватало этого – быть всем вместе. Значит, не всё так и плохо.

Школа – это организм, живущий не только уроками, но и переменами, на которых дети общаются. Да, у них есть телефоны, и, сидя на карантине, ребята не были изолированы друг от друга, но это всё не то. Они сами теперь осознают ценность живого общения, и хочется верить, что в гораздо большей степени, чем раньше.

Ведь проблема виртуального аутизма остаётся актуальной. Ещё некоторое время назад это явление было характерно лишь для старших классов, потом стало распространяться на средние, а теперь охватило и начальные. И неизвестно, во что это всё выльется в будущем. Если сравнить медицинские карты первоклашек 20-летней давности и теперешних, то в последних можно обнаружить массу хронических заболеваний, причины некоторых из них в той или иной степени зависят от увлечения гаджетами. В нашей школе нет строгого запрета на использование детьми мобильных телефонов. Но, например, в моём классе на этот счёт выработан чёткий алгоритм действий. Считаю, что увлечение гаджетами лишает наших детей многого, если не главного.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах