Телефон тебе на язык. Как смартфоны влияют на речь детей

Почему у всё большего количества детей фиксируют нарушения в развитии речи? Когда надо обращаться к логопеду? Какие игрушки и занятия выбирать для ребёнка?

   
   

Об этом «АиФ» поговорил с «Воспитателем года России – 2021», учителем-логопедом детского сада из Рыбинска Ярославской обл. Ольгой Хитровой.

– Когда я пришла работать в детский сад, то 50% дошколят не нуждались в помощи логопеда. Сейчас только 1–2 ребёнка в группе не имеют нарушений в развитии речи, остальным нужна коррекция. И не всегда виноваты неврологические состояния. Одна из причин – чрезмерное увлечение гаджетами, невероятное количество информации, которое вынуждены воспринимать дети. Малыши уже в годовалом возрасте сидят со смартфонами в руках. Я понимаю родителей, которые дают ребёнку телефон, чтобы иметь возможность заняться своими делами или немного отдохнуть. Но когда ребёнок не берёт в руки никакие другие игрушки, часами смотрит видео и нажимает на кнопки, то у него нет потребности общаться с внешним миром. Отсюда и замедление речевого развития. Реально ребёнок может поиграть на планшете, посмотреть мультики 15–20 минут в день. Не больше. 

Играть можно и с обоями, и с нитками

– Когда нужно обращаться к логопеду?

– В 4 года ребёнок должен попасть на консультацию к логопеду. Конечно, если есть явные проб­лемы – ребёнок в 2–3 года не говорит, произносит только отдель­ные слова или его речь до сих пор напоминает гуление младенца, он не слышит обращённую к нему речь, не реагирует на звуки, эмоции, жесты – не надо ждать четырёх лет. Чем раньше начнётся коррекционная работа, тем больше шансов, что удастся добиться успешного результата.

– А какие игрушки полезны?

– Все предметы в окружающем пространстве можно использовать для развития детей – ковролин, обои, нитки. Получается такой логоборд, с помощью которого ребёнок включает фантазию и творит. Даже популярную игрушку поп-ит я применяю в своей методике – с её помощью мы автоматизируем и дифференцируем звуки, отрабатываем навыки словообразования и словоизменения, работаем над слоговой структурой слова. Ребёнок произносит слоги, нажимая на пупырышки, буквально чув­ствует их на кончиках пальцев и запоминает правильное произношение. Зеркало используем как доску, на которой мы с детьми рисуем помадой, создаём пенное поле. Так мотивация детей на исп­равление речевых нарушений оказывается гораздо выше. 

   
   

Пытаюсь развивать на занятиях позитивное мышление. Если сейчас что-то не получилось, нужно не расстраиваться, а анализировать причины, искать другие пути решения. Тогда во взрослом возрасте больше шансов, что, столкнувшись с проб­лемами, они будут не зарывать голову в песок, а пытаться найти альтернативный выход.

Не проецируйте на ребёнка свои амбиции

– Некоторые родители чуть не с года таскают ребёнка по разным развивающим занятиям. Стоит ли так торопиться?

– У ребёнка старшего дош­кольного возраста дополнительные занятия, например, рисованием, шахматами, облегчат обучение письму, счёту. Но нельзя перегибать палку, иначе у ребёнка повышается утомляемость, снижается иммунитет. А вот с иностранным спешить не стоит до школы. Надо сначала поставить все звуки родной речи, а потом учить другой язык.

Современные дети уникальные, они впитывают новую информацию как губки. Но нужно дать ребёнку самому возможность понять, чем он хочет заниматься. Не проецируйте на него свои амбиции, отдавая в секции, в которых сами занимались в дет­стве, но не добились успеха.

– Но многие считают, что детей надо заставлять.

– Взрослые люди имеют больше опыта, знают своих детей, поэтому понимают, полезно ли будет то или иное занятие. Есть виды спорта, в которые детей приводят с раннего возраста. Здесь ждать, пока ребёнок созреет и захочет, нет смысла. И всё же если он плачет перед каждым занятием, то зачем же принуждать? Возможно, через год он поменяет мнение, и можно будет попробовать вернуться к этому занятию. Разумнее выбирать направление, в котором вы можете дать ребёнку максимум, исходя из своих возможностей, того, чем славится в сфере спорта или образования ваш регион, чтобы он проявил способности, а не просто потратил время на общее развитие. 

Советы родителям

  • Ежедневно находите время, которое вы можете посвятить только ребёнку, не отвлекаясь на телефон, телевизор, работу.
  • Используйте для общения время, пока идёте вместе в детский сад, магазин. Расспросите, что случилось за день, что нового узнал, с кем не подружился, расскажите, что у вас было на работе.
  • Ходите вместе в кино, театр, музеи и обязательно обсуждайте потом увиденное.
  • Испеките с ребёнком пирог или печенье. Лепка из теста хорошо развивает мелкую моторику, которая тесно связана с речью.
  • Пока малыш ещё не говорит, логопеды рекомендуют мамам красить губы яркой помадой, чтобы ребёнок акцентировал на них внимание и учился правильной артикуляции.

Кстати

Ребенок должен:

  • в 3 месяца воспроизводить разные звуки. Если произносит только гласные, вероятно, у него проблемы со слухом;
  • после 1 года понимать слова-указания и слова – названия предметов;
  • к 2 годам понимать обращённую к нему речь и отвечать на неё;
  • к 3 годам иметь в лексиконе все основные части речи и словарный запас до 1,5 тыс. слов.