Ежедневно в отделении социальной реабилитации детей-инвалидов филиала «Очаково-Матвеевское» ТЦСО «Фили-Давыдково» (ул. Н. Ковшовой, д. 12, корп. 1) проводятся занятия с логопедом.
О том, как понять, что ребёнку требуется помощь специалиста и когда малыш должен заговорить, корреспонденту газеты «Мой район» рассказала логопед центра Анна Спирина.
Предложение к двум годам
Анна Евсюкова, «Мой район»: — Анна Александровна, во сколько лет ребёнок уже должен начать говорить?
Анна Спирина: — Существуют периоды становления речи. У младенца всё должно начинаться с гуления, лепета. И к году, как правило, ребёнок пытается произносить отдельные слова. К 1,5–2 годам в его речи появляется простое предложение, потом двусоставное предложение, а потом уже развёрнутая речь (2–3 предложения).
Сейчас сроки начала разговора ребёнка очень отодвинулись. Раньше дети уже в 2 года говорили предложениями, а сегодня многие начинают это делать только в 3. По моему опыту, родителей должно настораживать то, что их малыш в районе 1 года не обращает внимания на звучащую речь, не смотрит в глаза, не любит тактильных прикосновений, а дальше не понимает обращённую к нему речь. Чем раньше родители это заметят и обратятся к специалисту, тем лучше. Ведь на ранних этапах развития у ребёнка более пластичный мозг, и специалист уже сможет объяснить, что происходит с ребёнком и как это исправить.
— А если родители пропустят этот момент, что может случиться?
— Речь стоит над всеми высшими психическими функциями: мышление, память, внимание и воображение. И если у ребёнка одна из этих функций не развита, то и речь не будет развита. Это работает и в обратную сторону: если нет речи или она плохая, то ребёнок будет медленно соображать, плохо запоминать.
Бывают случаи, когда детки совсем не могут заговорить. Самостоятельно с этим справиться у родителей вряд ли получится. Конечно, есть исключения, когда ребёнок всё понимает и реагирует на речь, но начинает говорить лишь в 4 года. Но всё же, если в 2 года ребёнок ничего не произносит, нужно это срочно исправлять. Потом можно получить проблемы с дальнейшим развитием, которые будут проявляться и в школе, и в университете, и во взрослой жизни. Развитие речи — одно из самых важных направлений социализации особенного ребёнка.
Слушать речь
— Как заниматься родителям с малышом до 2 лет, чтобы у него получилось заговорить естественным образом?
— Больше общаться, просто разговаривать, озвучивать все свои действия, называть предметы. Но делать это простыми словами и предложениями. Если ребёнок указывает на какую-то вещь, произносить её название вслух. Читать вслух книги, показывать картинки и называть их. Почему дети плохо разговаривают? Они просто не наслушались речи.
Тем более сегодня молодые родители взяли в привычку, вместо того чтобы поиграть с ребёнком, побеседовать с ним, дать ему планшет с игрой. А она либо беззвучна, либо просто с лёгкой музыкой. И в итоге ребёнок теряет драгоценные часы, за которые мог бы выучить новые слова.
О занятиях отделения соцреабилитации детей-инвалидов ТЦСО «Фили-Давыдково» можно узнать по телефону 8 (495) 437-23-10.
Создавать условия для развития детей — одна из задач программы «Мой район».