Однако можно «опробовать» её в старших классах, чтобы понять, на правильном ли ты пути. Такую возможность имеют сегодня все московские школьники.
Цельная картина мира
Прежде чем выбрать специальность, необходимо определиться с направлением. Будет ли это химия или физика? Биология или алгебра? Для того чтобы понять, что есть что и к чему лежит душа, в Москве в 2011 г. стартовал Курчатовский проект непрерывного конвергентного (междисциплинарного) естественно-научного образования. Это когда предметы преподаются не изолированно друг от друга, а в комплексе, плавно «перетекая» один в другой и позволяя ребятам понять, насколько тесно математика связана с физикой, та - с химией, а без химии не может быть никакой биологии. В результате у человека возникает целостная картина мира. Проект реализуется совместно с Курчатовским институтом. На сегодняшний день в программу входит 37 столичных образовательных организаций и 65 тысяч учащихся.
Одно из учебных учреждений, участвующих в Курчатовском проекте, - школа № 627, которая, кстати, заняла 45-е место в рейтинге лучших школ Москвы и вошла в топ-500 школ России. Из 2,5 тысячи здешних учеников 1,6 тысячи задействованы в проекте.
Востребованные в России
Школьник мечтает стать изобретателем или технологом, придумывать уникальные машины или осваивать космос? В этом случае он может на деле попробовать, каково это - работать с чертежами, изучать свойства металлов и быть с физикой «на ты». Проект «Инженерный класс» реализуется совместно с известными техническими вузами Москвы и высокотехнологичными предприятиями, такими, например, как Российская самолётостроительная корпорация «МиГ», «Росатом», «Русгидро» и др.
Ребята в инженерных классах занимаются углублённым изучением математики, физики, информатики, дополнительно проходят компьютерное черчение, материаловедение, основы нанотехнологии, альтернативную электроэнергетику, программирование, 3D-моделирование и другие малопонятные для «обычного» человека дисциплины. Учащиеся работают с атомно-силовыми микроскопами, программируемыми станками, лазерными рулетками, а также сами проектируют и конструируют несложные приборы.
Конечно, это «удовольствие» стоит недёшево: например, только для школы № 627 было приобретено 80 единиц высокотехнологичного оборудования. Всего же для оснащения инженерных классов столичных школ было закуплено оборудование на сумму 1,5 млрд рублей. И эта работа будет продолжаться в дальнейшем, потому что нашей стране необходимы хорошо образованные молодые инженеры. Президент России Владимир Путин считает, что «важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы». В недавнем послании Федеральному собранию он уточнил: «За ближайшие два года число современных детских технопарков в России возрастёт до 40, они послужат опорой для развития сети кружков технической направленности по всей стране. К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, и исследовательские институты, чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта, их идеи, знания востребованы в России, и они смогут проявить себя в отечественных компаниях и лабораториях».
С 1 сентября 2015 г. школа № 627 вошла в проект «Медицинский класс». В начале нынешнего учебного года было завезено оборудование, выделены помещения - и занятия начались. Ребята, которые выбрали медкласс, более углублённо изучают анатомию человека, учатся делать уколы и снимать электрокардиограммы, измерять давление и частоту дыхания, оказывать первую помощь. А тренажёры - макеты человеческого тела, напичканные сложной электроникой, - помогают будущим докторам практиковаться по-настоящему! Вообще же учёба в медицинском классе позволяет освоить более 20 курсов на выбор: это могут быть основы микробиологии, биохимия, анатомия, нанотехнологии в медицине и многое другое.
Опыт показывает, что подавляющее большинство детей не только довольны сделанным выбором, но ещё и собираются в дальнейшем связать свою жизнь с медициной.
Время, догоняй!
Помимо того что в школах работают замечательные педагоги, техническое оснащение учебных учреждений сегодня не просто идёт в ногу со временем, но иногда, кажется, даже немножко его опережает. «Московская электронная школа» - проект, который реализуется сейчас в 6 образовательных комплексах столицы, - позволяет делать уроки неповторимыми в буквальном смысле.
Как это связано с бездушной техникой? А вот как: новое уникальное оборудование (интерактивные панели, которые заняли место школьных досок, ноутбуки, планшеты) связано единой программой, в которую интегрированы все образовательные учреждения, принимающие участие в проекте. Но это не просто сеть, подобная Интернету, полная бессистемной информации. Это единая электронная образовательная среда. В ней учителя могут писать сценарии уроков, размещать учебные материалы, вести электронный журнал. Ученики в этой сети могут пользоваться электронной библиотекой, литературными текстами и учебными пособиями. А электронный журнал и дневник - самый популярный сервис для родителей.
Таким образом, оборудование позволяет превратить учебный процесс в настоящее творчество и сделать его максимально доступным для всех - учителей, школьников и их родителей.
Но главное - для самих ребят процесс учёбы делается интересным и творческим. И скорее всего, так же они станут относиться и к собственной жизни.
Смотрите также:
- Игры для старшеклассников. Какие проекты реализуются в школах Москвы? →
- Математика для медика. Как техника повышает уровень школьных знаний? →
- Ученик с левитацией. В московских школах появились инженерные классы →