Москва заняла первое место в международном исследовании читательской грамотности PIRLS-2016, обогнав в том числе Мадрид, Квебек, Буэнос-Айрес и Абу-Даби.
Прогремели на весь мир
В российской столице участниками анализа и оценки содержания текстов (а также поиска информации и формулирования выводов) стали четвероклассники из 150 школ. Они получили книгу для чтения и тетрадь. В книге их ждали рассказы «Марта и рыжая курица» (автор Пру Андерсен) и «Приключения черепахи» (Гэри Миллер). После прочтения следовало ответить на вопросы, например, на такой: «Почему мама Марты жалеет курицу, находящуюся в самом низу куриной иерархии?» Судя по результатам исследования, слово «иерархия» в лексиконе учеников начальной школы в разряде привычных.
Поздравления взаимны. Все знают, какой вклад столичные власти внесли в то, чтобы наши ученики младших классов прогремели на весь мир. С. Собянин начал в школах города масштабные преобразования, которые поначалу насторожили и учителей, и родителей. Но спустя несколько лет пришла благодарность за те результаты, которые стали показывать дети. Взять хотя бы самое масштабное интеллектуальное соревнование страны — Всероссийскую олимпиаду школьников, в которой участвуют 7 млн школьников. В 2017-м на заключительном этапе столичная сборная собрала больше трети всех вручённых наград.
Интересно, что, когда участники исследования PIRLS-2016 пошли в первый класс, в Москве как раз и происходили существенные изменения в организационном, финансовом и педагогическом направлениях. По мнению экспертов, последняя победа как нельзя лучше иллюстрирует правильность выбранного подхода.
Школы обогнали вузы?
Скажем, в 2011 г. всех юных москвичей старше трёх лет, захотевших пойти в сад, обеспечили местами в дошкольных группах, причём в детсадах, ставших частью общеобразовательных комплексов. А по данным Международного координационного центра исследования PIRLS, выявлена положительная связь между посещением занятий в дошкольном учреждении и достижениями по чтению.
Тогда же в 2011-м для четвероклассников были введены обязательные диагностические работы. Учителя 1-2-х классов увидели, что на выходе из «началки» их ученикам придётся предъявлять свои знания.
Кроме того, в этот же год малорезультативные образовательные учреждения начали присоединять к школам-отличникам, педагогические коллективы которых взяли шефство над «слабыми» коллегами.
Также необходимо вспомнить, что в 2011 г. был введён рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников. Что важно: основан он исключительно на массовых результатах детей, то есть каждый может повлиять на место учебного заведения в этом рейтинге.
К 2017 г. школы набрали обороты и представили вузам абитуриентов с высоким уровнем знаний по самым разным предметам, создав неожиданную... проблему. «Мы видим, как сильно
Борьба за ученика
Безусловно, нельзя исключать финансовые факторы успеха. С 2011 г. все школы стали получать одинаковые суммы за каждого ребёнка: финансирование системы образования в целом увеличилось в 1,5 раза. «Финансирование было чётко нацелено на то, что каждый ученик приносит
Кроме того, появились гранты мэра Москвы для школ, занявших первые 220 мест в рейтинге.
И конечно, благодаря повышенному финансированию и грантам выросла заработная плата учителей (за несколько лет почти в 2 раза), причём она стала дифференцированной и привязанной к результативности работы педагога. И, по словам С. Собянина, её необходимо и дальше повышать.
Уроки по сценарию
Кроме того, в 2012-м московские школы перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты. К приходу ФГОС учителя начальных классов прошли специальную подготовку. К слову, не все после этого вернулись к работе в классе, только самые сильные, что тоже повлияло на дальнейшие результаты школьников столицы.
По-новому педагогический процесс заработал и благодаря оснащению школ компьютерной техникой. Самым крупным нововведением последних лет в образовательной сфере стала МЭШ — Московская электронная школа. Этот проект запустили в пилотном режиме в сентябре прошлого года. Школы за бюджетный счёт оснащают интерактивными панелями, планшетами, ноутбуками, высокоскоростным беспроводным Интернетом. Учителям доступны 13 тыс. сценариев уроков, а также изображения, видеосюжеты, таблицы, графики, пособия, задачники, предметные лаборатории и т. д. Авторы сценариев тоже педагоги. Те, чьи работы наиболее востребованы, могут претендовать на грант правительства Москвы (от 5 тыс. до 150 тыс. руб.).
То ли ещё будет
На днях мэр Собянин побывал в Романовской школе, ученики младших классов которой принимали участие в исследовании PIRLS и продемонстрировали высокий уровень читательской грамотности. Здесь действует оригинальный образовательный проект «Дети — детям». Занятия с младшими школьниками проводят старшеклассники, поскольку малыши лучше усваивают информацию, полученную от сверстников или старших друзей. Вместе они посещают литературное кафе «Читаем книгу», ставят пьесы на английском языке, погружаются в историю возникновения игрушек и изучают архивные документы.
«Высочайшие результаты, которые продемонстрировали московские школьники в исследовании PIRLS,
А какие городские проекты помогут Москве укрепить лидирующие позиции во всей системе образования? Столичных школьников ждут инженерные, медицинские, кадетские классы, кружки и секции, а также технопарки. Ведь в мегаполисе, как известно, начали реализовывать ещё один мегапроект по интеграции общего, дополнительного, специального и вузовского образования.