Пятёрка по чтению. Москва стала лучшей в международном рейтинге грамотности

Высочайшие результаты, которые продемонстрировали столичные школьники в исследовании PIRLS, обеспечили Москве первое место. © / mos.ru

Москва заняла первое место в международном исследовании читательской грамотности PIRLS-2016, обогнав в том числе Мадрид, Квебек, Буэнос-Айрес и Абу-Даби.

   
   

Прогремели на весь мир

В российской столице участниками анализа и оценки содержания текстов (а также поиска информации и формулирования выводов) стали четвероклассники из 150 школ. Они получили книгу для чтения и тетрадь. В книге их ждали рассказы «Марта и рыжая курица» (автор Пру Андерсен) и «Приключения черепахи» (Гэри Миллер). После прочтения следовало ответить на вопросы, например, на такой: «Почему мама Марты жалеет курицу, находящуюся в самом низу куриной иерархии?» Судя по результатам исследования, слово «иерархия» в лексиконе учеников начальной школы в разряде привычных.

Как только стало известно о нашей победе, к школьникам и учителям обратился мэр Сергей Собянин: «Московские школы самые лучшие в мире! Поздравляю учеников и педагогов начальной школы!»

Поздравления взаимны. Все знают, какой вклад столичные власти внесли в то, чтобы наши ученики младших классов прогремели на весь мир. С. Собянин начал в школах города масштабные преобразования, которые поначалу насторожили и учителей, и родителей. Но спустя несколько лет пришла благодарность за те результаты, которые стали показывать дети. Взять хотя бы самое масштабное интеллектуальное соревнование страны — Всероссийскую олимпиаду школьников, в которой участвуют 7 млн школьников. В 2017-м на заключительном этапе столичная сборная собрала больше трети всех вручённых наград.

Интересно, что, когда участники исследования PIRLS-2016 пошли в первый класс, в Москве как раз и происходили существенные изменения в организационном, финансовом и педагогическом направлениях. По мнению экспертов, последняя победа как нельзя лучше иллюстрирует правильность выбранного подхода.

Школы обогнали вузы?

Скажем, в 2011 г. всех юных москвичей старше трёх лет, захотевших пойти в сад, обеспечили местами в дошкольных группах, причём в детсадах, ставших частью общеобразовательных комплексов. А по данным Международного координационного центра исследования PIRLS, выявлена положительная связь между посещением занятий в дошкольном учреждении и достижениями по чтению.

Тогда же в 2011-м для четвероклассников были введены обязательные диагностические работы. Учителя 1-2-х классов увидели, что на выходе из «началки» их ученикам придётся предъявлять свои знания.

   
   

Кроме того, в этот же год малорезультативные образовательные учреждения начали присоединять к школам-отличникам, педагогические коллективы которых взяли шефство над «слабыми» коллегами.

Также необходимо вспомнить, что в 2011 г. был введён рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников. Что важно: основан он исключительно на массовых результатах детей, то есть каждый может повлиять на место учебного заведения в этом рейтинге.

К 2017 г. школы набрали обороты и представили вузам абитуриентов с высоким уровнем знаний по самым разным предметам, создав неожиданную... проблему. «Мы видим, как сильно

общеобразовательная школа ушла вперёд по сравнению с вузами, — отмечает научный руководитель Института проблем образовательной политики „Эврика“ Александр Адамский. — Поэтому нечто аналогичное проектам, которые принесли успех школьному образованию, имеет смысл сделать и в вузовской среде».

Борьба за ученика

Безусловно, нельзя исключать финансовые факторы успеха. С 2011 г. все школы стали получать одинаковые суммы за каждого ребёнка: финансирование системы образования в целом увеличилось в 1,5 раза. «Финансирование было чётко нацелено на то, что каждый ученик приносит

серьёзные деньги школе и каждый ученик школе дорог. Я упорно обращаю внимание на следующее изменение: не семья стала бороться за право попадания в школу, а школы стали конкурировать за то, чтобы семья выбрала именно их. Естественно, нужно было показывать очень хорошие результаты», — напоминает о событиях, приведших к нынешним достижениям, руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина.

Кроме того, появились гранты мэра Москвы для школ, занявших первые 220 мест в рейтинге.

И конечно, благодаря повышенному финансированию и грантам выросла заработная плата учителей (за несколько лет почти в 2 раза), причём она стала дифференцированной и привязанной к результативности работы педагога. И, по словам С. Собянина, её необходимо и дальше повышать.

Уроки по сценарию

Кроме того, в 2012-м московские школы перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты. К приходу ФГОС учителя начальных классов прошли специальную подготовку. К слову, не все после этого вернулись к работе в классе, только самые сильные, что тоже повлияло на дальнейшие результаты школьников столицы.

«Именно введение новых ФГОС запустило механизм системных изменений в образовании, и произошла переоценка роли и места учителя в образовательном процессе, — уверен председатель Столичной ассоциации экспертов (она объединяет педагогическую общественность города. — Ред.) Владимир Лазарев. — Сегодня учитель в большинстве случаев не просто специалист, хорошо знающий свой предмет, он ещё и проектировщик образовательного процесса, интегратор основного и дополнительного образования, проводник наших ребят в мир полезных информационных ресурсов и технологий».

По-новому педагогический процесс заработал и благодаря оснащению школ компьютерной техникой. Самым крупным нововведением последних лет в образовательной сфере стала МЭШ — Московская электронная школа. Этот проект запустили в пилотном режиме в сентябре прошлого года. Школы за бюджетный счёт оснащают интерактивными панелями, планшетами, ноутбуками, высокоскоростным беспроводным Интернетом. Учителям доступны 13 тыс. сценариев уроков, а также изображения, видеосюжеты, таблицы, графики, пособия, задачники, предметные лаборатории и т. д. Авторы сценариев тоже педагоги. Те, чьи работы наиболее востребованы, могут претендовать на грант правительства Москвы (от 5 тыс. до 150 тыс. руб.).

То ли ещё будет

На днях мэр Собянин побывал в Романовской школе, ученики младших классов которой принимали участие в исследовании PIRLS и продемонстрировали высокий уровень читательской грамотности. Здесь действует оригинальный образовательный проект «Дети — детям». Занятия с младшими школьниками проводят старшеклассники, поскольку малыши лучше усваивают информацию, полученную от сверстников или старших друзей. Вместе они посещают литературное кафе «Читаем книгу», ставят пьесы на английском языке, погружаются в историю возникновения игрушек и изучают архивные документы.

«Сегодня Россия лучшая во всём мире по читательской грамотности. Россия — одна из 4 стран, которые серьёзно улучшили свой результат за последние 15 лет, — считает исполнительный директор Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Дирк Хастедт. — А четверть российских учащихся достигла наивысшего показателя в чтении».

«Высочайшие результаты, которые продемонстрировали московские школьники в исследовании PIRLS,

не являются случайными, — уверена учитель начальных классов школы № 45 Надежда Ладилова. — У нас есть все необходимые ресурсы, чтобы сформировать, с одной стороны, интерес к книге, желание читать для себя, для удовольствия, и, с другой стороны, умение читать с целью освоения и использования информации. А целостность и преемственность учебных программ дошкольной и начальной ступеней, постоянный обмен опытом учителей и воспитателей — всё это вместе повышает качество обучения в московских школах».

А какие городские проекты помогут Москве укрепить лидирующие позиции во всей системе образования? Столичных школьников ждут инженерные, медицинские, кадетские классы, кружки и секции, а также технопарки. Ведь в мегаполисе, как известно, начали реализовывать ещё один мегапроект по интеграции общего, дополнительного, специального и вузовского образования.