Как подчеркнул на прошедшем на прошлой неделе Образовательном Форуме Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, «во всех странах высшее образование становится все более востребованным». В России, помимо прочих профессий, постепенно растет популярность и образования для предпринимателей. На популярности предпринимательства сказался экономический кризис. Но, с другой стороны, все большее количество активных людей понимают, что для начала собственного дела требуются знания и опыт, а не просто желание. О подходах к предпринимательскому образованию, о его необходимости, АиФ.ru рассказал доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования и член совета директоров Европейского фонда гарантий качества E-learning, президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП), ректор университета «Синергия», профессор Юрий Рубин.
АиФ: Насколько, вы считаете, сейчас актуально обучение предпринимательству как направлению высшего образования? Экономический кризис, надо зарабатывать, тратить несколько лет на учебу такому делу как собственный бизнес – это разумно?
Всё что в есть в экономике – это такая совокупность всех бизнесов, в которых работает всё трудоспособное население. Поэтому как раз экономический спад — это период, когда люди способные, но которые не занимались раньше бизнесом, потому что не имели необходимости думать об этом - могут стать новыми проводниками «свежих» бизнес идей.
Здесь возникает вопрос - хорошо, новые люди приходят в бизнес - а что они умеют делать, как предприниматели? Для того, чтобы заниматься любимым делом, да и любой работой, люди должны обладать большим набором профессиональных компетенций. И этому их надо научить. У каждого человека есть личные задатки, склонности, качества, которые являются врождёнными.
Во всем мире предпринимательству обучают уже много десятилетий. Впервые понятие «обучение предпринимательству» как отдельная ветвь общеобразовательной деятельности, возникла примерно в начале 50-х годов прошлого века. С тех пор развились целые уровни предпринимательского образования: например, уровень обучения в колледжах, уровень обучения в бакалавриате, уровень обучения в магистратуре, уровень обучения, скажем, в аспирантуре.
Среди ключевых профессиональных компетенций, которые мы преподаем предпринимателям в нашем университете, можно назвать создание нового бизнеса, его ведение и развитие, а также прекращение участия в бизнесе. Наша программа дает знания в области проектной, инновационной, коммуникационной и конкурентной деятельности. Также мы обучаем общепрофессиональным компетенциям в сферах права, экономики, финансов. И более прикладным - в области внутрифирменного менеджмента, продаж, аналитики, переработки, накопления и передачи информации. А также умениям работать в команде или преодолевать стрессы
Приведу пример. В бакалавриате в Америке предпринимательство — это третье по популярности направление обучения в университетах после юриспруденции и информационных технологий, то есть более популярно чем экономика, менеджмент и медицина. Да и в странах третьего мира предпринимательству учат много, системно и качественно: университеты, в которых есть бакалавриат по предпринимательству, есть в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в странах юго-восточной Азии.
Читайте также: Куда уйдём со школьного двора? Профессии, которые выбирают выпускники
В России задача состоит в том, чтобы создать полноценную и конкурентоспособную систему предпринимательского образования, которая могла бы действительно готовить конкурентоспособных владельцев бизнеса, к чему нас призывают, руководители государства уже не один год.
АиФ: Вам могут возразить, например: «Несколько лет учиться? Зачем терять время? Мы на наших курсах, дорогие друзья, за два дня Вам расскажем, как настроить контекстную рекламу, как научить разговаривать менеджеров по продажам - и будет вам счастье!»
Рубин Ю.Б: Предприниматель должен получить систему знаний и умений в сфере создания бизнеса, его ведения, управления, развития. В том числе, например, реинжиниринга бизнес-процессов, реорганизации, технологических и организационных изменений - и так далее. То есть - невозможно отдельными курсами создать профессионала, которому требуется несколько лет обучения системному ведению бизнеса.
Кроме того, чтобы в России возникло полноценное предпринимательское образование, необходимо также научиться воспринимать предпринимательство как уважаемую профессию. Не просто как уважаемую деятельность, а именно как уважаемую профессию. Об этом недавно сказал и премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев. Сам факт, что государство наконец называет предпринимательство профессией – это правильно и отрадно!
АиФ: На днях было сделано заявление о том, что в рамках образования нужно увеличить количество бюджетных мест для инженеров, и для врачей. Как вы считаете, нужны ли бюджетные места для обучения предпринимательству, или наоборот, это должны быть только платное обучение?
Рубин Ю.Б: Моя точка зрения заключается в том, что понятие «бесплатное образование», «бюджетные места» или «контрольные цифры приёма» должны рассматриваться в контексте того, что образование является частью экономики, в которой присутствуют рыночные отношения.
Как бы мы ни хотели сделать вид, что образование и здравоохранение — это явления, которые вообще никак не вписаны в рыночную экономику, нам это не удастся. Потому что есть экономика рыночная, а это значит существуют товарно-денежные отношения. И они же существуют в образовании: людям платят зарплату.
Бюджетные средства – это деньги, которые поступили государству от налогоплательщика, то есть мы с Вами все, 150 млн. граждан дружно скинулись на то, чтобы кого-то конкретного чему-то, за наш счёт, обучать. Я понимаю, когда речь идёт об обучении людей, которые, окончив учебное заведение, идут на работу в какие-то государственно значимые структуры – это госслужба, здравоохранение, армия, соцработники, инженеры – если они действительно нужны государству.
Но профессии, которые традиционно во всём мире всё-таки являются таким инкубатором частных инициатив, государство финансировать не должно. Как вы себе это представляете? Человек поступил бесплатно в университет, не потратил ни копейки денег, его там обучили - как он станет предпринимателем, если он даже не понимает, на своём опыте – цену и ценность своего обучения?
Есть профессии, обучение которым не должно опираться на бюджетное финансирование. Это предприниматели, менеджеры, экономисты, банкиры, адвокаты, программисты. Так это устроено в странах, где экономика растет самыми быстрыми темпами – это университеты в первую очередь азиатских стран, в том числе корейские и японские.
То есть, когда говорят о том, что бесплатное обучение — это великое социальное благо, я с этим согласен, но оно - не для всех. То есть, мы должны все договориться о том, кого мы хотим на свои отчисления от налогов финансировать, обучение кого мы должны финансировать, а кто должен развиваться и учиться самостоятельно! Другое дело, что и в Синергии, и во многих других ВУЗах существует система мотивации талантливых и мотивированных студентов, но это уже тема другого разговора.
Смотрите также:
- «Мы искусственно понижаем наш потенциал». Эксперты об отмене магистратуры →
- Ярослав Кузьминов: Образование спасет бизнес →
- Конец ливановской эпохи. ЕГЭ будет отменён? →