Недоученные? До трети поступивших не могут учиться в ВУЗах

С помощью ЕГЭ довели образование до того, что дети учат только то, что нужно сдавать на госэкзаменах. © / Илья Питалев / РИА Новости

Безработные юристы

Уже не первый год выпуск­ников школ пытаются отвадить массово идти учиться на юристов-экономистов, систематически уменьшая число бюджетных мест на эти специальности. Стране, мол, нужны врачи, учителя и инженеры, а не менеджеры. Это подтвердил новый мониторинг трудоустрой­ства выпускников, проведённый Минобрнауки: почти 40% юристов и около 20% экономистов не находят работу в первый год после окончания вуза. Такого нет ни в одной другой специальности. И «поколение некст» быстро переориентировалось.

   
   

Выпускники школ понесли аттестаты и деньги в технические и педагогические вузы. А те, в свою очередь, начали повышать планку. Чтобы поступить в один из ведущих педуниверситетов страны, нужно набрать не менее 240 баллов ЕГЭ в сумме по трём предметам (по итогам 2015 г.). Напомним, что вузы имеют право сами устанавливать минимальные проходные баллы и перечень вступительных испытаний (указывают на сайте). Всего 3-4 предмета (обязательно ЕГЭ по русскому языку, профильному предмету и один-два на выбор вуза либо творческий конкурс (в спорте, музыке, дизайне и т. д.). Меньше возможно только для жителей Крыма на выделенные для них вузом места. «В этом году у нас повысился проходной минимум ЕГЭ по обществознанию - с 42 до 45 баллов, - рассказывает Ольга Князева, ответственный секретарь приёмной комиссии Московского педагогического госуниверситета. - Как всегда, самый большой конкурс на факультете иностранных языков. Резко возросла популярность профессии логопеда, воспитателя, учителя начальной школы, педагога-дефектолога - для них вакансии есть в школах и детсадах, а можно устроиться гувернёром в богатую семью. Вырос спрос на учителей физкультуры».

В инженерных вузах абитуриенты штурмуют модные информационные и нанотехнологии. «В прошлом году самые высокие проходные баллы были на прикладную информатику и математику, электронику и наноэлектронику, на место претендовали до 20 человек, думаю, тенденция сохранится, - делится Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС». - В этом году минимальный проходной балл вырос с 200 до 210». Однако реальные шансы поступить в хороший технический университет есть у набравших в среднем около 240 баллов ЕГЭ по трём предметам. Чтобы учиться в столичном медвузе, нужно иметь минимум 260 (говоря устаревшим языком, «пятёрки» по всем предметам) - таков был в прошлом году минимальный балл зачисленного во Второй мед - РНИМУ им. Пирогова.

«Несмотря на заявления, что юристов и экономистов выпускается слишком много, конкурс на эти направления всё равно будет высоким. Причём на самых престижных специальностях практически все места могут вновь, как и в прошлые годы, занять льготники и призёры олимпиад. Это юриспруденция, зарубежное регионоведение, международные отношения, - предупреждает Максим Назаров, проректор РАНХиГС. - Кроме того, большой спрос на сложные программы с углублённым изучением языков, математики, экономики и т. д.»

Умников университеты завлекают большими стипендиями. «Для ребят, которые сдали ЕГЭ на высокие баллы, у нас запланированы дополнительные стипендии - до 30 000 рублей в месяц, ведь качественный абитуриент в перспективе повышает признание университета во всём мире», - говорит Владимир Филиппов, ректор РУДН. В «МИСиС» первокурсники с баллом ЕГЭ от 230 и выше будут получать 20 тыс. ежемесячно вдобавок к обычной академической стипендии.

 

В поисках мозгов

Некоторые вузы поступают хитрее - набирают заведомо больше студентов, чем бюджетных мест, с расчётом на то, что менее умные отсеются в процессе учёбы. Процент отчисленных после 1-го курса может достигать 30%. Потому что баллы ЕГЭ и даже победы в олимпиадах оказываются вовсе не показателем способности выпускника школы учиться в вузе.

«У детей неверные ориентиры: ребёнок учится, чтобы поступить, а не получить образование, - считает Александр Шевкин, учитель математики. - Преподаватель МГУ мне недавно рассказывала историю. Подходят к ней как-то два студента-первокурсника буквально со слезами на глазах и жалуются, что сдали ЕГЭ на 100 баллов, а объяснения профессора не понимают. Школа настроена на то, чтобы натаскивать учеников на ЕГЭ. Дети вместе с родителями опасаются, что не сдадут и не поступят, учителя опасаются, что из-за низких баллов ЕГЭ им уменьшат зарплату. И вместо того чтобы учить как следует математике, самостоятельно думать, учат решать типовые задачи. В результате студент профессора не понимает. И почти весь 1-й курс уходит на доучивание и переучивание того, что было плохо сделано в школе.    
   

Неслучайно ведущие вузы проводят свои дополнительные экзамены. Они хотят отобрать ребят по способности обучения на их профессии. ЕГЭ не отбирает никуда. А потому дети подают документы сразу на несколько профессий - и на стоматолога, и на ветеринара, без разницы, куда возьмут. Это ужасно! Каким же он будет стоматологом, если он был согласен быть и ветеринаром? И каким он будет ветеринаром, если он всю жизнь мечтал быть стоматологом, а приходится тянуть лямку ветеринара?  

Наши реформаторы образования берут худшее, что есть на Западе. Там не могут фундаментально обучать детей так, как всегда умели учителя советской школы, и учат узким навыкам, по-модному - компетенциям. Вот и у нас теперь с помощью ЕГЭ довели образование до того, что дети учат только то, что нужно сдавать на госэкзаменах. Надо образование переориентировать на российские интересы, а не на интересы наших «доброжелателей» из-за океана».