Круглосуточная работа. Как развиваются семейные детские сады в Москве

О воплощении в жизнь этой инициативы  рассказывает президент Ассоциации педагогов семейных детских садов (семейных дошкольных групп), семейного образования и воспитания Наталья Польскова.    
   

Появление первых

В Москве семейные детские сады существуют уже десять лет, первые из них открылись в 2008 году, за это время накоплен большой опыт. В столице семейный детский сад открывается в многодетной семье. Минимальное количество детей в группе – 3. В семейный детский сад могут быть приняты также дети из других московских семей. Семейный детский сад открывается по месту проживания многодетной семьи, при этом являясь дошкольной группой государственной образовательной организации. На должность воспитателя по трудовой книжке устраивается мама или папа многодетной семьи.

Привлекательность

Семейных детских садов становится с каждым годом все больше и больше. Они создаются в семьях, в которых родители очень мотивированы, хотят максимально участвовать в жизни собственных детей. Такое желание совпадает с возможностями, предоставляемыми нашим городом.

Это, пожалуй, единственная профессия, когда женщина может снова становиться мамой без отрыва от трудовой деятельности. Есть интересная тенденция. Наша ассоциация проводила исследование, в ходе которого выяснилось, что в каждом семейном детском саду, который работает больше трех лет, родилось двое и больше детей. Это прекрасные демографические показатели. И для мамы это продолжение карьеры еще на семь лет, до того момента, пока ребенок не пойдет в школу. Все мы знаем, с каким трепетом женщина ожидает ребенка и волнуется, что ее трудовая деятельность пострадает, а здесь все наоборот. Это мотивирует мам и дает устойчивость этим семьям.

Социальный статус

Социальный статус, устойчивость, способность развиваться и эффективно отвечать на современные вызовы у  многодетных семей напрямую связывается с тем, как к таким семьям относятся в обществе. Если многодетная мама имеет работу и возможность повышать квалификацию, что очень часто делают воспитатели семейных детских садов, она не беспокоится о завтрашнем дне, ее дети красиво одеты, образованы, эта мама вызывает восхищение и становится предметом для подражания. Для женщины это совершенно иной социальный статус. Повышается и самооценка работающей мамы-воспитателя. Очень многие проходят профессиональную переподготовку и получают диплом о педагогическом образовании. Также эти мамы являются своего рода кадровым резервом для тех школ и детских садов, в которых они работают. Если дети вырастут и семейный детский сад закроют, то они смогут работать в дошкольных группах школ. Это часто становится органичным продолжением их работы.

Педагогическое образование

Мама-воспитатель должна быть хорошо организована, понимать распорядок дня всех своих детей, чтобы все дети были заняты, у них была возможность естественных игр, чтобы в играх они друг другу помогали, друг друга дополняли, старшие помогали младшим. С одной стороны каждому ребенку нужно обеспечить свою траекторию развития, а с другой стороны эти траектории должны правильно пересекаться. Этому надо учиться, но это вполне реализуемо.

Женщине никто не отказывает в трудоустройстве, если у нее нет профильного педагогического образования, она может его получить по мере необходимости, когда она уже работает. В Москве гибкая система для открытия семейных детских садов, квалификационные характеристики позволяют его открыть, не имея профильного образования. Мама оформляется помощником воспитателя или младшим воспитателем. Параллельно она получает образование. По мере его получения может уже стать воспитателем, то есть меняется ее должность. Повышение квалификации происходит так же органично.

   
   

Без отрыва от коллектива

Группа семейного детского сада – одна из дошкольных групп в школе. Дети не замыкаются в отдельной семье, они приглашаются и на занятия, и на праздники в школу. Мама-воспитатель является полноправным членом рабочего коллектива, может общаться и советоваться с коллегами. Это очень сильно помогает в работе начинающим воспитателям. Все методические рекомендации она получает в школе.

Личный опыт

Мой личный опыт исключительно положительный. Десять лет я проработала воспитателем семейного детского сада. И когда начинала, у меня было четверо детей. За это время родилось еще двое. Четверо детей являются выпускниками семейного детского сада. Для нашей семьи это было самое лучшее решение, потому что я всегда с большим трепетом относилась к воспитанию своих детей.

Круглосуточно «у пульта»

Нагрузку, которая ложится на многодетную мать, достаточно трудно представить человеку, который не сталкивается с такой ситуацией. Чтобы было понятно, иногда я свою работу сравниваю с работой диспетчера на авиалиниях, но только круглосуточно. Мне постоянно нужно «сажать самолет в разных погодных условиях». И не имеет значения, какой возраст у этого «самолета», у меня есть достаточно взрослые дети, которые благополучно «приземлились», потому что я всегда была рядом. Многих проблем, возникающих в силу разобщенности родителей и детей, у нас не появлялось, потому что дети всегда знали, что я стою «у пульта», всегда могли со мной выйти на связь. Мы одинаково нужны нашим детям и в два месяца, и в два года, и в двенадцать, и в двадцать лет. Я не говорю о тотальном контроле. Постоянная вовлеченность родителя в судьбу детей, присутствие его в жизни ребенку необходимо. И это дает семейный детский сад. Дети становятся более стрессоустойчивыми, потому что всегда чувствуют меня рядом.

Разновозрастная группа

Думаю, что разновозрастная группа – это не просто хорошо, но и естественно. Развитие младшего ребенка напрямую зависит от ребенка старшего. Отношения между младшими и старшими детьми очень часто органично пополняют то, что мы как воспитатели хотим дать своим детям. Дети легче объясняют друг другу какие-то азы, которые взрослые умеют объяснять, но дети воспринимают детей лучше. Старшему моему ребенку 21 год, младшему - 7. Когда подростки находятся рядом с маленькими детьми, это накладывает положительный отпечаток на их дальнейшую жизнь. По моим наблюдениям, они лучше учатся.

Консультативные центры

При московских школах, которые много лет успешно работают с семейными детскими садами, накопили положительный опыт, открыты специальные консультативные центры. За консультацией обращаются как воспитатели действующих семейных детских садов, так и те, кто только планирует подобную деятельность, обращаются и коллеги, и руководители образовательных организаций, у которых возникают вопросы по открытию и функционированию семейного детского сада.

Ассоциация

С каждым годом число семейных детских садов растет. В Москве количество многодетных семей увеличивается, что, на мой взгляд, связано с семейными детскими садами в том числе.

Ассоциация педагогов семейных детских садов возникла по инициативе самих педагогов, воспитателей. Рост количества семейных детских садов создал необходимость создания среды для общения, возможности передачи знаний от более опытных воспитателей тем, кто только начинает этот путь, поддержки друг друга.

Много молодых многодетных семей, которые спрашивают и перенимают опыт. Каждый год таких семей становится все больше, они обращаются к нам в ассоциацию за опытом.

В нашу ассоциацию обращаются и руководители московских школ именно за советом, особенно те руководители, которые впервые открывают у себя семейные детские сады. Мы с радостью открываем все наши секреты, делимся опытом.

Передовой опыт Москвы

Ассоциация работает для всех регионов России, в которых есть заинтересованность в создании семейных детских садов. К нам обращаются из разных географических точек страны. Передовой опыт Москвы пользуется популярностью, ведь семейные детские сады существуют в нашем городе продолжительное время, в Москве все налажено. Несмотря на особенности законодательства, которые есть в каждом регионе, московский опыт может быть полезен и использован. Отношение Правительства Москвы и Департамента образования столицы к развитию семейных детских садов самое правильное и положительное, идет работа на улучшение, модернизацию. С Департаментом образования города Москвы у нас выстраиваются партнерские отношения, нет препятствий бюрократического характера. И это очень важно.

Смотрите также: