Госдума готовит законопроект о «золотом стандарте» образования. Как и чему будут теперь учить детей? Как изменится перечень учебников?
Разгрузить учителей
Депутаты предлагают законодательно принять основные образовательные программы — «золотой стандарт» знаний для всей страны. И закрепить полномочия разработать эти программы за Минпросвещения. Это снимет и излишнюю нагрузку с учителей, ведь сегодня им приходится постоянно составлять программы и отчитываться. Обычно после того, как дети уходят на каникулы, учителя еще минимум до середины июня пишут программы на основе примерных и рекомендованных. Новый законопроект выступит как поправка в закон о разбюрократизации учителей.
При этом если у школы есть желание и возможность преподавать какие-то предметы более углубленно, сверх «золотого стандарта», развивая таланты детей, то это право у них останется — в рамках инженерных, математических классов, агрошкол и т. д.
«Ответственность за выбор обязательного основного содержания, базы, должна лежать на Минпросвещения, а не на директоре, учителе и т. д. А дальше школа сама решает, готова ли она давать дополнительные знания детям сверх этого “золотого стандарта”», — уточняет Ольга Казакова.
Как учить учителей?
Сейчас в стране 1,2 млн педагогов, и вузы постоянно готовят новых. И у них тоже должны быть единые стандарты подготовки, считают ректоры ведущих педагогических университетов.
«Не каяться, а созидать»
Кроме того, депутаты и педагогическое сообщество предлагают навести порядок с учебниками. Например, сейчас по истории их больше 80. По русскому языку — больше ста. Это не создает единообразия, ведь в них не только картинки, но и содержание разное. Ольга Казакова привела пример, что есть учебники истории, где понятие «блокада» не используется, говорится просто об обороне Ленинграда. Это неправильно. Депутаты предлагают обязать Минпросвещения отвечать за содержание учебников. «Министерство формирует авторские группы для создания учебника, дальше утверждается текст. Далее содержание размещается в открытом доступе, и его может напечатать любое издательство», — поясняет Казакова.
Алихан Динаев предлагает пересмотреть и то, как создаются электронные версии учебников. Сейчас это просто отсканированные страницы учебника. А лучше было бы создать полноценную книгу-приложение, где были бы гиперссылки, галереи, фотографии, видео, возможность делиться отрывками в соцсетях, тесты. «Было бы здорово, чтобы в рамках госзаказа был создан такой учебник», — убежден педагог.
Исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования Владимир Шаповалов предлагает обратить особое внимание на то, что до сих пор из учебника в учебник кочуют идеи, навязанные в свое время фондом Сороса и прочими либеральными структурами, направленными на развал страны. «В условиях прокси войны, развязанной против России со стороны Запада, важно формирование гражданской идентичности как основы образования и воспитания, — отмечает эксперт. — Где-то сохраняются идеи 90-х, которые были внесены в наше образовательное пространство, в том числе и фондом Сороса. Учебники были написаны в свое время, и вложенные в них идеи благополучно перекочевывают от одного поколения учебников к другим. В итоге концепты, которые сыграли деструктивную роль в развитии нашей системы образования и государства в целом, существуют и сейчас. Это акцентирование внимания на негативных аспектах исторического прошлого. Они не соответствуют реальности и могут быть восприняты подрастающим поколением неправильно. Наша задача — создать такую литературу, которая бы не требовала от нас покаяния за наши грехи перед кем-то, а вызывала чувство гордости за свою страну, а у наших детей — желание участвовать в созидательных процессах в стране».