«Хотим в школу!». Онлайн-обучение выявило массу проблем в образовании

© / wavebreakmedia / Shutterstock.com

Ученики ищут возможность ничего не делать, но при этом получить хорошую оценку. В начальной школе вместо детей массово обучаются родители. Чиновники пишут красивые отчёты, не имеющие ничего общего с реальностью. Эффект от такого образования — почти нулевой.

   
   

Почта вместо интернета

Соцсети облетел ролик, показавший, как родителям детей из сельской школы приходится вывозить ребят в машинах на трассу, чтобы поймать интернет. Там же, в машинах, делают и домашние задания, проходят тесты. Но в стране масса посёлков, где интернета нет вообще либо используются оборудование и технологии, возникшие ещё на заре появления интернета. Поэтому во многих деревенских школах дистанционное обучение выглядит так: задания рассылают по почтовым ящикам раз в неделю или оставляют в школе, чтобы родители могли забрать, а потом, снова через неделю, вернули с выполненной домашкой. К слову, в некоторых деревнях школы и не закрывали — детей ведь там мало.

Но, как выяснилось, проблемы с интернетом — далеко не самые ужасные из всех прелестей дистанционного обучения. «Я прочувствовала, что такое онлайн-обучение, и как учитель, и как мама, — поделилась учитель русского языка и литературы из Удмуртии Анна Инютина. — Детям невероятно сложно, потому что без присутствия учителя, без школьных уроков по звонку самостоятельно организоваться не могут даже старшеклассники. В итоге учёба растягивается с утра до ночи. И это катастрофа для всех. Для ребёнка — потому что он безвылазно находится в учебном процессе; для родителя, работающего удалённо, — потому что ему нужно то обед приготовить, то с ребёнком поучиться... У меня есть знакомая семья, в которой пятеро детей, из них трое школьников, а папа работает удалённо. Родители весь день заняты учёбой. Когда ещё тут работать? И мы находимся в этом стрессе — без выходных, прогулок, какой-либо разрядки — круглосуточно, часами „подвешенные“ на интернете. С литературой просто беда. В старших классах на конец года остались самые объёмные и серьёзные произведения — „Тихий Дон“ Шолохова, Булгаков, „Война и мир“ Толстого. А многие дети не приучены читать. И, сидя дома, имея в руках ресурсы в виде телефонов и интернета, они ищут возможность ничего не делать, но при этом получить хорошую оценку. Один нашёл ответ, другому переслал... Учёба превращается в тайное враньё. Ты вкладываешься, а результата ноль. Морально это очень выматывает».

Нет худа без добра?

«После перехода на дистанционное обучение у меня в классе все троечники превратились в отличников, даже четвёрку за работу иной раз с трудом могу поставить, — говорит учитель истории из сельской школы в Нижегородской области, член межрегионального профсоюза „Учитель“ Дмитрий Казаков. — Но я же понимаю, что это несправедливо по отношению к другим ученикам, которые не списывают, добросовестно учат предмет.

Слова о том, что мы успешно перешли на дистанционное обучение, — враньё. Это видимость образования, за которой скрывается куча проблем. Да, мы как-то работаем. Но назвать это образованием в полной мере я не могу. Это отчасти самообразование, отчасти репетиторство. А если родители сидят дома, то учатся они».

Разрыв между желаемым и действительным колоссальный. «Пока отчёт о внедрении дистанционного образования пройдёт все стадии — учитель свои данные чуть завысил, школа ещё немного приукрасила, управление образования свою лепту внесло, потом региональное министерство — и вот министру образования предстаёт очень красивая картина, — продолжает Дмитрий Казаков. — А на деле одни ученики до ночи учатся, не в силах выдержать вал домашних заданий, другие отдыхают, потому что учителя им ничего не задают, понимая всю бессмысленность такого обучения. Мне кажется разумным предложение досрочно закончить учебный год с 1-го по 8-й классы».

Доходит до маразма. «Учителям теперь надо отчитываться, сколько учеников посетили онлайн-трансляцию, сколько отсутствовали и по какой причине, — рассказал преподаватель истории с 35-летним стажем из Тверской области Сергей Владимирович. — Но почему учителя должны разбираться, где был ребёнок во время онлайна? Это как в том анекдоте: „Вовочка, ты почему урок пропустил?“ — „Марьванна, а я в туалет выходил“... С 2008 г. регионы начали комплексные программы модернизации образования, чтобы к 2020-му вывести российское образование на качественно новый уровень, органично соединить дистанционную и традиционную модель. В итоге на качественно новый уровень вышли контроль и надзор. А министерства образования разных уровней превратились в НИИ статистики и отчётности».

   
   

«Какие бы мы ни были великие, в какую бы технику ни вложились и как бы ни обучили учителей, мы не сможем перейти на дистанционное обучение по полной программе. Это возможно для отдельных классов и отдельных учеников», — уверен Дмитрий Казаков.

Но... нет худа без добра.

«Многие учителя, особенно старшего возраста, по всей стране сейчас по сути проходят курсы повышения квалификации по владению информационными технологиями, — говорит директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области Сергей Погодин. — Педагоги начали осваивать социальные сети, мессенджеры, платформы для онлайн-конференций. Они видят в соцсетях своих учеников, что они там пишут и делают. В обычной жизни они бы туда не полезли никогда. В нашей школе есть учительница, которой 68 лет, она буквально за выходные освоила новые технологии, сейчас с удовольствием проводит уроки, готовит 11-классников к ЕГЭ. Другой большой плюс — мы можем устраивать занятия с учениками одновременно из разных школ, даже городов. Я учитель информатики, сейчас готовлю детей к ЕГЭ. К моим онлайн-занятиям теперь из всех школ города подключаются ребята, которые планируют сдавать информатику. И вот удивительный факт. Большинство детей начали открыто говорить: „Хотим в школу!“ Это круто! Может, только ради этого стоило попробовать пройти такой эксперимент?»

Кстати, ученики 4-8-х классов в этом учебном году не будут писать всероссийские проверочные работы (ВПР). Они пройдут осенью. Результаты ВПР не влияют на перевод в следующий класс.