В Китае есть аналог российского ЕГЭ, причем экзамен считается очень сложным. На корейский ЕГЭ опаздывающие могут доехать на полицейской машине с мигалками. В Индонезии свой ЕГЭ отменили после пандемии. А какая система поступления в вузы выглядит наиболее гуманной?
В разных странах существуют аналоги российского ЕГЭ. Как там сдают «главный экзамен жизни»?
Финляндия: всё в цифре
После 9 классов экзамены не сдаются. Для поступления в старшие классы или профучилище достаточно среднего балла аттестата. Для поступления в вузы нужно сдать общенациональный экзамен, примерно как наш ЕГЭ. Поверяются знания по финскому, шведскому, иностранному языку (чаще английский), математике и естественным наукам. Экзамены платные. Проводятся два раза в год — весной и осенью, в цифровом формате. При этом вступительные экзамены вузы организуют самостоятельно и сами решают, учитывать ли результаты общенационального экзамена.
Германия: успеваемость + экзамен
Чтобы поступить в вуз, нужен аттестат зрелости — Абитур (Abitur). После окончания гимназии требуется сдать выпускные экзамены по нескольким предметам, один обязательно устно. Оценки по ним суммируются с оценками по другим предметам за два последних года обучения в гимназии, и выводится средний балл аттестата Абитур.
Южная Корея: тайно и под охраной
Для поступления в вузы сдают Сунын, все предметы в один день — с утра и до вечера. Сдать можно один раз в год. В экзамен входит обязательно корейский язык, математика, английский, плюс несколько предметов на выбор в зависимости от требований университета.
За месяц до экзамена разработчики заданий собираются в одном месте, в здании отключается интернет и все средства связи. Чтобы не было утечек, к охране привлекаются спецслужбы и полиция. Даже мусор из здания выбрасывается только после Сунына.
Опаздывать на экзамен нельзя. В этот день многие офисы открываются на час позже, чтобы снизить количество пробок. Если школьник опаздывает на экзамен, он может подойти к полицейской машине и попросить подвезти — доставят мгновенно с мигалками.
Китай: выбор вслепую
Китайский ЕГЭ называется Гаокао. Последний год в школе посвящен только подготовке к экзамену и написанию пробников. Предметы — китайская литература, математика, иностранный язык, плюс два-три по выбору. Экзамены сдают два-три дня. Допустим, с утра китайский, после обеда — математика. На входе обыскивают, дежурит полиция, мобильники запрещены, мошенничество приравнено к уголовному преступлению. Вокруг создаются тихие зоны: все стройки поблизости останавливаются на время сдачи экзамена. Вузы принимают только по баллам Гаокао. Но выбирать университет приходится вслепую. Заранее свои баллы выпускники не знают.
Бразилия: заплати и сдавай
Единый национальный экзамен — ENEM (O Exame Nacional do Ensino Médio). Результаты принимают также более чем в 50 университетах Португалии. Идёт два дня. Это тесты по языкам, математике, естественным наукам, гуманитарным — всего 180 вопросов. Кроме того, пишут эссе по предложенной проблемной ситуации. Участие почти для всех платное. От платы освобождены малообеспеченные семьи, ученики государственных, а также частных школ, которые обучаются за счет стипендии. Для поступления в наиболее престижные вузы надо сдать ещё вступительные экзамены самих университетов.
Новая Зеландия: и в вуз, и на работу
Единый экзамен используется не только для поступления в вузы, но и при принятии на работу. Успешно сдавшие получают Национальный сертификат об образовании (National Certificate of Educational Achievement — NCEA). Есть три уровня. Для рабочих профессий достаточно второго уровня. Для вузов необходимо получить третий. Первый же — это что-то типа нашего ОГЭ.
Индонезия: тест и достижения
Индонезийские власти отменили свой ЕГЭ. Сначала экзамен не проводили из-за ковида, а потом и вовсе решили поменять систему из-за критики. Претензии те же, что и везде — ученики зазубривают нужный материал, а не осваивают предметы, дорогостоящие репетиторы, что ограничивает доступ к высшему образованию небогатых семей, мошенничество. С 2023 года принята новая система: можно поступить на основе национального тестирования либо достижений (оценок в аттестате и портфолио), плюс по желанию вузов иногда надо сдать ещё вступительные экзамены. При тестировании проверяются когнитивные способности, математическое мышление, знание индонезийского и английского языков.
Мнение эксперта
«Надо разрешить сдавать ЕГЭ много раз»
«ЕГЭ и аналоги полезны тем, что снижают прямую коррупцию при поступлении в вуз. Конечно, есть и недостатки. В школу теперь большинство ходит, только чтобы формально получить аттестат. На самом деле все готовятся только к ЕГЭ, не обращая внимания на другие предметы. При этом в России даже с минимальными баллами можно куда-нибудь поступить. Борьба идет за очень высокие баллы, чтобы пройти по конкурсу в престижные вузы.
И родители, и школа постоянно нагнетают обстановку, говоря о важности экзамена, о том, что от него зависит дальнейшая жизнь. Все это провоцирует стрессы, неврозы. В Китае и Южной Корее родительская истерика достигает апогея.
Несмотря на всю критику, если в вузы снова вернут вступительные экзамены, первыми взбунтуются родители. Есть очень простое решение, как снизить накал страстей. Надо разрешить пересдавать ЕГЭ сколько угодно раз. Допустим, государство оплачивает сдачу ЕГЭ 1 раз в год. А за свой счет — хоть каждый день.
И еще, почему ЕГЭ надо сдавать в тот момент, когда ты закончил школу? Почему нельзя выучить и сдать математику на 1-2 года раньше? И дальше заниматься, например, литературой. Но тут уже взбунтуется школа. Потому что школа зачастую кроме подготовки к ЕГЭ ничего предложить не может, чтобы хотелось в неё ходить. В этом смысле школа — это условная тюрьма, нечто среднее между казармой и камерой хранения.
Что касается поступления в вузы, более гуманной кажется система, когда принимают всех желающих, а потом отчисляют в процессе учёбы тех, кто не справляется. Например, во Франции даже в Сорбонну поначалу берут фактически всех, а после 1 года идет отсев.
В целом, мне кажется, проблема постепенно будет терять остроту. Крупные компании типа Apple, Microsoft уже сейчас предлагают огромное количество позиций, не требующих высшего образования. Значимость вузовского диплома будет и дальше снижаться. В университеты пойдут только те, кто хочет заниматься наукой».