Долгая дорога к знаниям. Оптимизация делает школы недоступными

Некоторым школьникам приходится ежедневно ходить пешком до школы 3-4 км. © / РИА Новости

Кабан в попутчики

Но местные руководители образования проблемы в этом не видят — мол, а что тут удивительного? В деревнях всегда пешком ходили. Вступаться за детей приходится прокурорам и судьям. В Брянской обл. правоохранители обязали администрацию Климовского района организовать доставку детей из села Сушаны в школу — ребятам приходилось проходить более 4 км туда и столько же обратно. Судьбу школьников из д. Городище Зеленодольского района Татарстана, проделывающих такой же путь за знаниями, сейчас решает Конституционный суд республики.

   
   

Первоклашкам Лилии и Азалии и четверокласснику Тимуру до школы идти 1,5 часа. «Дорога проходит через поле. По ней и лисы бегают, и кабаны, и дикие собаки. Мы, взрослые, стараемся там не ходить, — рассказала «АиФ» мама 8-летней Лилии Наталья Сюськина. — У нас недалеко село Нурлаты, туда ходит школьный автобус. Что ему стоит сделать небольшой крюк?» Однако чиновники Зеленодольского района предлагают отдать детей в нурлатский детдом, где они будут учиться, а на выходные забирать их домой. «Разве это нормально?» — возмущается Наталья. В этом же Зеленодольском районе дети ходят пешком до школы 6 км из Татарского Исламова, 4 км из Булатова и столько же из Бишбатмана.
 

Дороги страха

У школы № 5 с. Круглолесское Ставропольского края автобус теоретически есть: старая развалюха доживает свой век на заднем дворе школы, а дети каждый день топают по 3 км в школу и обратно. У малышей дорога только в одну сторону занимает около часа. И таких примеров, когда дети вынуждены добираться до школы через лес, а то и кладбище, как было недавно с маленькими жителями посёлка Мохнатушка недалеко от Барнаула, по стране масса.

В планах субъектов РФ ликвидировать или реорганизовать в этом году 427 школ, в 2017 г. — 297 и в 2018 г. ещё 220. Наверняка всем родителям пообещают, что детей будут возить в школу автобусы. Но выполнимы ли эти обещания? Требования к школьным автобусам ужесточили: они должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, иметь выдвижные подножки, пристежные ремни и т. д. И потому стоимость их может достигать нескольких миллионов рублей. А дороги нужно оборудовать остановками.

«В нашей деревне школу закрыли этим летом, детей теперь возят в соседнее село, — рассказывает Владимир Ворошилов, председатель колхоза “Верный” Устюженского района Вологодской обл. — Но все автобусы в безобразном состоянии. А где взять денег на новые? Муниципалитет и так на школы почти ничего не даёт. Директора сельских школ только и делают, что ходят по­прошайничать по местным предприятиям, чтобы помогли то с ремонтом, то ещё с чем».

Школьный автобус. Фото: РИА Новости

Парадоксально, но затеянная ради экономии бюджетных денег ликвидация малокомплектных сельских школ привела к обратному результату. По данным Счётной палаты, в результате оптимизации в 36 регионах страны расходы на образовательные организации увеличились! На содержание сельской школы уходит примерно 5 млн рублей в год. Чтобы купить автобус, по­строить дороги (без этого ГИБДД не разрешит открыть школьный маршрут), нанять водителя, закупать бензин, нужно намного больше. А если учесть, что после закрытия школы все семьи с детьми уезжают и работать в селе некому, то ущерб получается несравнимо выше. Но обиднее всего людям видеть, когда в администрации для чиновников покупают дорогие авто, а дети вынуждены ездить в школу на ржавых развалюхах или часами топать по колено в грязи.

Смотрите также: