В Грозном выбрали лучшего учителя России. Москву на главном педагогическом конкурсе страны представила учитель начальных классов школы № 2033 Анна Макарова, победившая среди столичных педагогов. «АиФ» поговорил с конкурсанткой накануне финала.
Выслушать каждого
Инна Алейникова, «АиФ»: – Анна Игоревна, на вас смотрят не только члены жюри. Ведётся онлайн-трансляция конкурсных испытаний, и мы тоже наблюдали, как участники проводят уроки со школьниками Грозного. Вы действительно так работаете или это конкурсный вариант?
Анна Макарова: – Это не показательные выступления. Именно таким образом я работаю со своими учениками. Единственное, что отличается, это время, отведённое на урок: на конкурсе он длился всего 35 минут. Если бы не ограничение по времени, я бы показала ещё больше.
– На уроке вы были похожи на дирижёра: давали слово то одному, то другому. Всегда удаётся услышать всех?
– У любого ученика должен быть свой результат после проведённого урока. Моя задача – выслушать мнение каждого и помочь.
– Знали заранее, у кого будете проводить занятие?
– Я познакомилась с ребятами непосредственно в тот момент, когда они вошли в класс, имена были написаны на бейджиках. Всем учителям-конкурсантам разрешили выбрать детей любого возраста. Я выбрала четвёртый класс. Темой должна была стать та, которую школьники изучают в настоящее время по программе. Требования к обучению едины что в Москве, что в Грозном, так как школы работают в соответствии с федеральными образовательными стандартами, но в этой гимназии № 14 в уроки включены элементы методики опережающего обучения Леонида Занкова, и мне пришлось учитывать эту специфику. Дети открытые, умные. Я получила удовольствие от общения с ними.
Домашка в радость
– Нужно ли учителю с большим опытом готовиться к каждому уроку?
– Да. И я так делаю. Несмотря на то, что работаю в школе 13 лет. Меняется время, меняются ресурсы, технологии, запросы и интересы детей. Нужно реагировать.
– Какова роль семьи в учебной жизни ваших учеников?
– Процесс обучения, воспитания, развития – общий для школы и семьи. Ребёнок, приходя в школу из детского сада, меняет свою социальную роль – из воспитанника он становится учеником, процесс обучения теперь занимает много места в его жизни. Ему важно показывать родителям, чему он учится.
– Как вы считаете, с домашними заданиями родители должны помогать?
– По поводу домашнего задания у меня особое мнение. Неправильно, когда родители после работы до ночи сидят с ребёнком над уроками. Я считаю, учитель может задавать только те задания, которые ребёнок выполнит самостоятельно, без привлечения родителей, старших братьев, сестёр, бабушек и дедушек. Домашняя работа должна доставлять радость и ни в коем случае не отнимать много времени.
– Как вы работаете с неуспевающими учениками?
– Уделяю им особое внимание на уроках, после уроков, в кружках, в группе продлённого дня. Даю дифференцированные задания: детям, которые быстро успевают, предлагаю одни упражнения, тем, кому что-то даётся нелегко, – другие. Организую групповую работу, чтобы одноклассники объясняли материал друг другу: когда дети взаимодействуют с коллективом, усвоение происходит лучше.
– Вечный спор: к первому классу малышам нужно уметь читать и писать?
– Сейчас тенденция такова, что дети приходят в школу хорошо читающими и даже пишущими, но подобных требований нет. Для меня абсолютно не важно, умеет ли ребёнок читать и писать к началу первого класса. Я его научу. Мы с коллегами стараемся, чтобы комфортно было и подготовленным, и неподготовленным. Каждый родитель сам решает для себя, учить или нет. Моя рекомендация только одна: если вы знакомите детей с тем, как писать алфавит, то пусть они учатся писать печатными буквами. Научить ребёнка писать красиво – это уже задача учителя.
– В Москве широкие возможности занять школьников кружками и секциями. Какую внешкольную нагрузку вы бы рекомендовали для учеников начальной школы?
– В первой половине дня, как известно, дети проводят время за партой. Поэтому лучше всего после обеда организовать для них такие занятия, где они могли бы подвигаться, выплеснуть энергию. То есть это спортивные секции.
Педагогика – это творчество
– Насколько педагогика – консервативная сфера?
– Появляются новые приёмы работы с детьми, интересные технологии, которые применяют учителя. Педагогика – творчество. И всегда интересно наблюдать за процессом. Собственными глазами видеть это на конкурсе здорово! Наш конкурс – обмен опытом, идеями, свежими мыслями.
– Что нового появилось в московском образовании для начальной школы?
– Очень много всего. Во-первых, ресурсы проекта «Московская электронная школа»: мы разрабатываем уроки с интерактивными заданиями и обмениваемся материалами. Также начальная школа проводит уроки в музеях. Детей невероятно сильно мотивируют иной формат взаимодействия с преподавателем, необычное место проведения урока. Кроме того, у нас в школе созданы лаборатории, где мы изучаем особенности окружающей среды. Например, знакомимся с тем, как образуется звук, как его измерить, или смотрим на свойства воды. Есть у нас полезные ископаемые и гербарии. В лабораторных стенах дети учатся применять научные знания, которые получают на уроке.
– На вашей конкурсной странице в интернете написано: «Я умею работать в школе». Что вы этим хотели сказать?
– Я нахожу общий язык и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Умею быть в команде, слышать, учиться у других, предлагать что-то своё, договариваться, умею быть нужной.
– В Грозном вы познакомились с соперниками. Видели их уроки?
– Нас здесь четверо учителей начальной школы. Я переживала за своих коллег, поддерживала их как могла. Пока уроки других учителей я не видела из-за плотного конкурсного графика, но планирую обязательно посмотреть видео на сайте.
– Раньше доводилось бывать в столице Чечни?
– Да. Наш педагогический коллектив сотрудничает с грозненской математической гимназией № 1 в рамках проекта «Школы городов России – партнёры Москвы».
– Слышала, что вы увлекаетесь велотуризмом. Может, и по Чечне когда-нибудь поездите?
– Мы путешествуем семьёй, у меня два сына-школьника. Катаемся по родной Москве, ездим по городам ближнего Подмосковья. Если отправляемся путешествовать на машине, тоже берём с собой велосипеды: объездили на них весь Крым, в этом году Сочи. Исследуем нашу страну. И будем продолжать это делать.
– Культурная программа включена в конкурсные дни на «Учителе года России»?
– Мы познакомились с писателями и спортсменами из Грозного. Были на водопадах, гуляли с экскурсией по центру города, посетили национальный музей, видели мечеть «Сердце Чечни». Наслаждаемся и атмосферой конкурса, и атмосферой гостеприимства. Жители Чечни – чудесные люди. Мы очень рады, что приехали сюда.
Мнение
– Что даёт конкурс? Мы возвращаемся домой другими учителями. Более профессиональными, квалифицированными, разносторонними. Лучшие педагогические практики, самые эффективные методы и приёмы – это бесценный опыт! Две недели конкурса – это как ракетное топливо для профессионализма. Только вверх – и с космической скоростью!
Смотрите также:
- Огранка качества. Российская столица наградила педагогов за труд →
- «Школа ступеней». В чём преимущества образовательных комплексов →
- Физкультура в школе: вред или польза? →