Депутат Лантратова: ЕГЭ обескровил регионы и опустошил кошельки родителей

Яна Лантратова. © / Пресс-служба Госдумы РФ / РИА Новости

Почему нынешняя система выпускных и вступительных экзаменов, которая вводилась почти одновременно с Болонской, никак не может вызвать согласия в обществе?

   
   

Своим мнением о системе ЕГЭ с aif.ru поделилась первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

Сдаст даже 7-классник

Юлия Борта, aif.ru: - Яна Валерьевна, ЕГЭ существует больше десяти лет, но к нему все равно немало претензий.

Яна Лантратова: - Претензий много у школьных учителей и преподавателей высших учебных заведений, родителей и учеников. ЕГЭ не устраивает именно наполнением. Такой формат не позволяет раскрыть творческий потенциал школьников. Из-за отсутствия личного контакта школьника с преподавателем происходит обезличивание абитуриента. Если раньше на экзамене он мог показать преподавателю свои интеллектуальные способности или харизму, то сейчас он — просто цифра.

Обучение в школе теперь подчинено одной единственной задаче — сдать ЕГЭ, что превратилось в натаскивание на овладение навыком решения экзаменационных заданий, а не освоения учебной программы. Отступление от алгоритма решения заданий приводит выпускников в замешательство.

Вот, например, история Алисы Тепляковой, 9-летней девочки, сдавшей ключевые экзамены на минимальный проходной балл и поступившей на психологический факультет МГУ, где потом учиться она не смогла. Данный инцидент еще раз доказывает, что экзамен не требует глубокого понимания предмета. Более того, возникает вопрос, не является ли средняя ступень образования профанацией, если уже девятилетний ребенок способен усвоить объем знаний, необходимый для получения школьного аттестата и поступления в вуз?

Уровень их знаний предельно низкий. И, что характерно, нижний порог прохождения экзамена постоянно снижается. По математике есть два варианта экзамена — профильный и базовый, который сможет сдать даже семиклассник.

   
   

В старших классах внимание учеников оказывается сосредоточенным на трех-четырех предметах, которые они готовятся сдавать. Другие переходят в разряд «неважных». Их могут пропускать и использовать для подготовки к целевым экзаменам, выполняя на уроках задания репетиторов.

Бизнес на ЕГЭ

— Зато такая система — хорошая кормушка для репетиторов...

— За годы существования ЕГЭ произошел значительный рост рынка репетиторских услуг, коммерчески ориентированных онлайн-школ и других подобных проектов. Согласно проведенным в 2022 году независимым опросам, только 9% семей обошлись без занятий с репетиторами. Около 3 млн занимаются математикой с репетитором или на платных курсах. 1,1 млн старшеклассников, то есть 78% от общего числа учеников 10-х и 11-х классов, готовятся к ЕГЭ дополнительно. Как показало исследование РАНХиГС, в 2021 году дополнительные занятия с репетиторами или специализированные курсы посещали почти две трети (64,7%) школьников.

То есть практически все выпускники вынуждены платить за поступление в вузы, нанимая репетиторов. Оплата репетиторов ведь обходится дешевле платного обучения в университете. На этом фоне развился огромный бизнес на ЕГЭ/ОГЭ/ВПР — курсы, репетиторы, книги по подготовке — все это стало обязательной статьей расходов семьи.

Кроме того, многие выпускники ориентированы на результаты ЕГЭ, от которых и зависит их выбор профессии. А если человек без особого желания получает свою профессию, то он вряд ли состоится как специалист. Статистические данные по ЕГЭ не дают руководству страны понимания о реальных знаниях учеников, а лишь показывают, сколько детей на какие баллы сдали экзамен.

При этом в вузы всё равно зачастую приходят недостаточно подготовленные студенты. Чтобы хотя бы за первый курс привести студентов к единому уровню знаний, преподавателям вузов надо вносить в план дополнительные занятия, позволяющие наверстать упущенное в школе.

Также получаю жалобы, что в ЕГЭ содержатся некорректно составленные задания и спорные варианты ответов. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные. При всем этом несовершенстве машинизированной проверки результатов экзамена процедура апелляции является непрозрачной. Статистика по экзамену не раскрывается, что затрудняет независимый анализ результатов ЕГЭ. Также официально не публикуются задания прошедшего экзамена, и это подрывает к нему доверие.

Выкачивает таланты пылесосом

— Главный аргумент сторонников ЕГЭ — можно сдать один экзамен и подавать заявления в два вуза, причем онлайн, не приезжая на экзамены. Вступительные экзамены в каждый вуз такого преимущества не дают.

— Ни одна из целей, продекларированных при введении ЕГЭ, по факту не оказалась достигнута. ЕГЭ привел к «обескровливанию» региональных вузов и регионов. Из-за возможности дистанционно подавать документы для зачисления сильные абитуриенты чаще выбирают московские, питерские и другие вузы. После окончания учёбы они не возвращаются домой, а пытаются закрепиться в больших городах. Тем самым страдают регионы, из которых, как пылесосом, система ЕГЭ выкачивает способных молодых людей.

Институт репетиторства переместился от преподавателей вузов, готовивших детей к поступлению в конкретный университет, на уровень школы и опустился уже чуть ли не на уровень начальной школы.

Почти 41 млрд рублей в год тратят родители на дополнительные занятия детей по математике. По английскому языку — около 34 млрд. Каждая пятая российская семья (19%) потратила на подготовку ребёнка к ЕГЭ до 100 тыс. рублей. Такие результаты показал опрос проекта «Шаг — поступай в университет». Ещё 13% отдали от 100 до 200 тыс. рублей, 6% — от 200 до 500 тыс. рублей, 4% — от 300 до 500 тыс. рублей.

Таким образом, ни о каком равном праве детей «из глубинки» на поступление в вузы благодаря ЕГЭ речи не идет. Поступают те, кто хорошо сдает ЕГЭ, а ЕГЭ хорошо сдают те, кто занимается дополнительно с репетиторами вне школы и за очень большие деньги.

Учителя полностью потеряли всякий авторитет. Теперь мерилом «качества» является ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. Мнение учителя вообще мало кого интересует.

Также предполагалось, что ЕГЭ поможет в борьбе с коррупцией в вузах. На деле же ничего не изменилось, приемные комиссии научились использовать несовершенства в организационных механизмах в своих корыстных целях.

Вернуть выпускные экзамены в школы

— Каковы альтернативы ЕГЭ?

— Среднее образование перестало быть самодостаточным социальным институтом, так быть не должно. Прежде всего, надо отвязать выпускные экзамены от вступительных. Во-первых, надо вернуть выпускные экзамены в школы, на основании которых будет выдаваться аттестат о среднем образовании. Во-вторых, следует предоставить право проведения вступительных испытаний вузам и учреждениям СПО по единым требованиям и единым экзаменационным билетам.

Учителя предлагают ввести госзадание на подготовку профессиональных кадров в интересах ключевых отраслей экономики (энергетика, судостроение, авиастроение, космос, связь, медицина, образование и т. д.). Составить план по отраслям со строгими показателями по фактически подготовленным и трудоустроенным специалистам с глубиной планирования не менее 20 лет. С учетом указанного плана сформировать пул вузов и учреждений СПО (включая региональные, с ориентиром на подготовку кадров для региональных предприятий и нужд регионального хозяйства), которым поручить выработку единых требований к абитуриентам по направлениям подготовки. Опубликовать эти требования для будущих абитуриентов и учителей школ.

— Нужно ли отменить ЕГЭ для школьников из приграничных территорий?

— Мы выступаем за отмену ЕГЭ для них и действуем так исходя из сложившейся ситуации в приграничных регионах. Дети там пережили большой стресс, у них был другой уровень подготовки программ. Некоторые школы в приграничных регионах вынуждены были уходить на дистанционный формат работы. Этим детям учителя уделили меньше внимания, в основном им самим приходилось готовиться. Это надо учитывать.

Подчеркну, что мы им не облегчаем поступление в вузы и колледжи, а лишь помогаем получить школьный аттестат. Это разные вещи. Чтобы поступить, им придётся отдельно готовиться и сдавать экзамены, обозначенные учебными заведениями.

Сложившаяся ситуация в очередной раз ставит ребром вопрос целесообразности проведения ЕГЭ. Скоро мы на примере наших приграничных областей в этом убедимся. Узнаем, сколько человек захотели сдавать ЕГЭ. Уверена, что таких будет немного.

— Сейчас олимпиады — тоже лазейка пройти в вузы без сдачи экзаменов. И результаты олимпиад покупаются. Как с этим бороться?

— Получаю обращения от родителей с жалобами на организацию и результаты олимпиад. Рассказывают, что некоторые дети покупают ответы, подглядывают в телефон. Находят и ошибки в заданиях. Я разбиралась с несколькими случаями. Доказать что-либо довольно трудно, хотя нарушения налицо. Олимпиадное движение само по себе — хорошая система оценки знаний, но его надо сделать более прозрачным, исключить возможность списывания и покупки ответов.