Предмет для всех возрастов
Мария Андреева, «АиФ»: Наталия Николаевна, вы написали диссертацию на тему «Применение новых информационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании». Поэтому, думаю, вы поддерживаете введение астрономии в обязательное школьное образование?
Наталия Гомулина: Поддерживаю. Именно обязательное. Но не только в 11-м классе. Преподавание астрономии должно соответствовать возрасту школьников. В начальной школе, в рамках уроков «Окружающий мир», в основной школе - на «Естествознании» у 5-6-х классов, в 9-10-х - в курсе предмета «Физика». А уже в 11-м классе - отдельный предмет «Астрономия». И если есть желание учителей, администрации, школьников, то можно увеличивать количество часов до 2 в неделю в профильных физических или математических классах.
- Но почему современным школьникам так необходимо изучать астрономию?
- Астрономия - мировоззренческая наука. Она обобщает знания по физике, географии, истории, химии и другим предметам.
- И что эти знания дадут детям в будущем?
- А что дают знания по химии, по ОБЖ? Быть грамотным, эрудированным человеком, который будет критически относиться к «жёлтым» данным о расширении Солнечной системы, о пузырях на Солнце, о потоках вещества к Земле, которые грозят планетарными катастрофами, и т. п.
- Сейчас в школах вообще нет астрономии? Или её азы всё-таки преподаются?
-Только самые основы в начальной школе. В некоторых школах, которые работают по новым учебникам, немного сведений добавляют в 5-6-х и 9-м классах. Но в других учебных заведениях даже этого нет.
- По вашему мнению, с какого класса следует изучать астрономию?
- С начальной школы. Тут я согласна с нашим знаменитым учёным Анатолием Засовым, который считает, что астрономические представления об окружающем мире должны прививаться в течение всего школьного обучения.
- Следует ли создавать профильные астрономические классы?
- Вполне можно представить, что в какой-то школе, лицее, гимназии будут созданы такие классы. Но это будут единичные учебные заведения в стране. Профильные классы подразумевают, что преподавать в них должны профессиональные астрономы. Следовательно, это возможно в Нижнем Новгороде, в Москве, в Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе.
К телескопу подходить запрещено!
- Не секрет, что в 10-11-х классах школьников в основном готовят к выпускным экзаменам, делая упор на предметы, по которым сдают ЕГЭ. В этом случае кому будет интересна наука астрономия?
- Астрономия интересна всем. Вот в нашей гимназии недавно проходил День науки. И у нас было огромное количество мероприятий именно по астрономии.
- Как её изучать? По книжкам? А остальное в планетарии рассматривать? Ведь вряд ли школа потратится на астрономическую лабораторию или хотя бы на хороший телескоп.
- А что, современные астрономы сидят у телескопов и в них смотрят?! Оптическая астрономическая обсерватория чаще всего располагается в горной пустыне. К телескопу подходить запрещено! ПЗС-матрица находится при низкой температуре, например, минус 135 градусов. А современные астрономические обсерватории в инфра-, рентген-, гамма-, ультрафиолет-диапазонах вообще в космосе.
- Тогда, наверное, не помешала бы обучающая компьютерная программа, в которой можно было бы рассмотреть в 3D-проекции Вселенную?
- Такие электронные образовательные ресурсы уже созданы. Некоторые из них даже можно бесплатно загрузить на планшет.
- Астрономию сдают на вступительных экзаменах в какой-нибудь вуз?
- Нет.
- А в каких вузах на каких факультетах обязательно изучение астрономии как отдельного предмета?
- На физических факультетах университетов.
- Как вводить астрономию в школах, если все предметы уже расписаны? Добавлять дополнительные уроки или сокращать часть имеющихся предметов?
- Это должна решать сама школа. Часы всегда есть. В нашей гимназии в «11А» (профиль физико-химический) 5 часов по физике в неделю, 2 часа - астрономия, химия - 3 раза, математика - 7. В «11В» (профиль математический) 5 часов физики, 2 - астрономии, математики - 8 и химии - 2.
- Где брать учителей для преподавания астрономии?
- Учителя астрономии - это преподаватели физики. Возможно повышение квалификации на различных курсах, в том числе дистанционных.
Кто он, современный астроном?
- В вашей гимназии уже есть уроки астрономии. Почему?
- Это соответствует запросам гимназистов, родителей и возможностям гимназии - имеются соответствующие кадры. Наши школьники регулярно участвуют в олимпиадах по астрономии (есть победители заключительного тура Всероссийской олимпиады, победители Международной олимпиады). Кстати, некоторые наши ученики иногда поступают на астрономическое отделение физфака МГУ.
- Как можно ребёнка увлечь астрономией? Раньше это были полёты в космос. Сейчас, наверное, они не так сильно привлекают современных детей?
- Современный астроном - человек, имеющий универсальное физико-математическое образование, прекрасный программист. Тут я согласна со своим коллегой Сергеем Поповым, который сказал: «При слове «астроном» мало у кого возникает образ современного учёного, разрабатывающего оборудование для исследовательских спутников или проводящего сложнейшие расчёты на мощнейших суперкомпьютерах, или образ теоретика, вооружённого всем арсеналом современной физики и математики. Скорее перед мысленным взором возникает человек, поднимающийся по винтовой лестнице в башню с небольшим телескопом, чтобы прильнуть глазом к окуляру. Как мне думается, такое представление отпугивает от астрономии многих талантливых ребят, которые не понимают, что «звёздная наука» - прекрасное место для приложения и их талантов программистов, экспериментаторов, теоретиков». Очень важно, что по астрономии легче сделать проектную работу, чем по физике, что важно по новому стандарту образования.
- Ваш отец занимался техническим обеспечением первого полёта Юрия Гагарина в космос. Вы рассказываете своим ученикам подробности о его работе, пытаясь увлечь рассказами об истории вашей семьи?
- Это было настолько засекречено, что я сама об этом узнала только тогда, когда ему вручили орден Ленина (главный орден в СССР), через несколько лет. Нет, вести разговоры не по теме не имею права, я преподаю в 11-м классе основы астрофизики: закон Вина, закон Стефана - Больцмана, излучение чёрного тела; решение задач, выполнение сложных лабораторных работ. Современная астрофизика - это наука о физических явлениях во Вселенной. Она изучает не только звёзды, но и межзвёздную и межгалактическую среды, а также свойства и взаимодействие мельчайших частиц вещества, элементарных частиц, атомов, молекул. Разговоры о семье возможны, но только не на уроках. Можно рассказать (и рассказывала неоднократно о своих личных впечатлениях о полёте Гагарина) в кружке, например, в 7-м классе.
- «Звёздный городок» Королёва стойко ассоциируется с космонавтикой, с астрономией. Неужели даже там нет в школах астрономии?
- В Королёве работают два кружка - в Железнодорожном и в Подольске. А вот есть ли астрономия в школах как отдельный урок в расписании, не знаю.
Смотрите также:
- Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают →
- Через знания - к звёздам. Школьники с интересом изучают астрономию →
- «Крови не боюсь». В школах Москвы открылись медицинские классы →