Новость о том, что изучение обществознания планируют отменить в 6-8 классах и перенести изучение этой дисциплины на более старшие классы, вызвала дискуссии. Одни считают, что это решение правильное — школьникам в 12 лет изучать основы строения гражданского общества и права рановато. Другие уверяют, что без обществознания дети выйдут из школы малообразованными. И не смогут сдать ЕГЭ, а этот предмет выбирают каждый год больше половины выпускников. Он нужен для поступления на такие специальности, как экономика, юриспруденция и другие.
Однако решение пока не принято. Есть только проект приказа Минпросвещения России, который подразумевает перераспределение часов внутри предметной области «Общественно-научные предметы», куда относятся история и обществознание. Что именно предлагается, aif.ru рассказали в пресс-службе Министерства просвещения.
Правда ли, что отменят уроки обществознания в 6-8 классах?
Преподавание обществознания предлагается начинать с 9 класса. Высвободившиеся часы планируется отдать изучению истории. Таким образом, количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476. В 5-8-х классах историю будут изучать по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе — по 2 часа в неделю.
Сократится ли программа по обществознанию?
Основное содержание предмета «Обществознание» сохранится, включая изучение правовых основ, основ государства, гражданского общества. Но будут и изменения. «Действующая программа по обществознанию излишне теоретизирована, в обновленном курсе подача материала будет более практикоориентированная, — отмечают в Минпросвещения. — За счёт этих нововведений педагоги смогут моделировать свои уроки для учащихся более содержательно, объединяя в них знания истории и родного края, истории и культуры. Таким образом, данные изменения нацелены существенным образом поднять уровень историко-культурных знаний учащихся, укрепив, прежде всего, знания истории своей малой родины в контексте развития России».
Но уроков по обществознанию всё равно станет меньше?
Да. С чем связано такое сокращение? «Учебные предметы „История“ и „Обществознание“ входят в предметную область „Общественно-научные предметы“, — объяснили в пресс-службе ФГБНУ „Институт стратегии развития образования“. — Роль общественно-научных предметов в системе современного образования заключается в формировании личности, ответственной за свою судьбу и за судьбу своего Отечества, разделяющей цели и ценности современного российского общества, способной на самоопределение и эффективное участие в различных видах деятельности в разных сферах жизни общества. При этом в условиях усиления суверенности российской системы образования решение этой задачи возможно только через изучение взаимосвязей между текущим этапом развития общества и событиями того или иного исторического периода. С этим связано увеличение количества учебных часов на изучение истории и уменьшение количества учебных часов на изучение обществознания».
«К тому же в настоящий момент в учебную программу введены занятия „Разговоры о важном“ и „Россия — мои горизонты“, — отмечают в пресс-службе Минпросвещения. — На них школьники также получают важные знания о жизни общества».
У выпускников возникнут трудности со сдачей ГИА и ЕГЭ?
Трудностей в сдаче экзаменов изменения за собой не повлекут. «Экзамен будет адаптирован под обновленный курс», — отмечают в министерстве.
«Перераспределение часов внутри предметной области не уменьшает общего количества часов на ее изучение», — подчёркивают в пресс-службы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Поэтому не должно произойти и сокращение объема получаемых знаний.
А что вообще в младших классах изучают на обществознании?
Можно открыть учебник обществознания 6 класса и увидеть там такие главы: «Человек — личность: учимся быть интересной личностью», «Потребности и способности человека: учимся размышлять», «Мир увлечений: учимся распределять своё время», «Труд — основа жизни: учимся трудиться и уважать чужой труд», «Отношения со сверстниками: учимся жить дружно в классе» и т.д.
Нужен ли для этого отдельный предмет? Эти проблемы точно можно обсуждать на любых предметах гуманитарного цикла — русском языке, литературе, истории, географии, а также на предметах труда и даже естественнонаучных. И там они будут смотреться даже более органично и понятно, что в отдельно взятой дисциплине. А иногда достаточно и просто правильно организовать воспитательную работу в классе, совместную деятельность вне уроков, чтобы ребята усвоили эти важные темы.