Через знания - к звёздам. Школьники с интересом изучают астрономию

Астрономия как наука позволяет лучше понять физику и математику. © / Shutterstock.com

Наука «мироведение» 

Что мы и сделали, отправившись в школу № 179, где на прошлой неделе 11-классники на открытом уроке астрономии изучали Луну - ближайшее к Земле небесное тело Солнечной системы. Разве знали ребята раньше (да и иные взрослые тоже), что происхождение Вселенной и поднятый этим событием страшный вихрь до сих пор влияет на движение современных звёзд и планет? Могли ли они подумать, что «ночную» сторону Луны не дано увидеть людям? 

   
   

Конечно, не всё удаётся сразу: пытаясь постичь законы космоса, школьники делают ошибки, о которые человечество спотыкалось уже не раз, заблуждаются и ищут правильный путь. Но эту дорогу под руководством учителя они преодолевают гораздо быстрее, чем вся цивилизация когда-то, да и до костра Джордано Бруно дело больше не доходит... Ведь на стороне нынешних школьников все достижения современной науки, огромный объём информации и квалифицированные педагоги, которые помогают ребятам постичь основные тайны мироздания.

«Когда-то предмет «Астрономия» назывался «Мироведение». Ведь это не просто наука о звёздах, это наука о Вселенной», - рассказал Исаак Калина, руководитель Департамента образования города Москвы. Поэтому говорить о возвращении астрономии в школы не совсем корректно, поскольку её элементы, так или иначе, содержались в школьной программе. И в ходе открытого урока старшеклассники обсудили, как знания по физике и математике можно применять для изучения астрономии. 

К звёздам - как можно раньше

«Нет единого мнения о том, когда надо начинать преподавать детям эту науку, - считает Наталья Шатовская, учитель физики и астрономии школы № 179. - Но я думаю, что делать это стоит с раннего возраста. В начальной школе малыши очень отзывчивы к картинкам и наглядным пособиям. Они с удовольствием отгадывают загадки, решают занимательные задачки. Уже с 10 лет ребята могут проводить простейшие астрономические наблюдения. А в старших классах предмет - прекрасное поле для применения знаний по физике и математике». 

В школе № 179 курс астрономии завершает естественно-научное образование. Есть и факультативные занятия, на которые при желании могут приходить дети из других учебных заведений. На базе этой школы ребята готовятся к выступлениям на всероссий­ских и даже на международных олимпиадах по астрономии. 

Наталья Шатовская не только ведёт уроки в школе - она ещё создала дистанционный курс занятий по астрономии для тех ребят, в чьих школах пока отсутствует этот предмет: «Я столкнулась с тем, что многие хотели бы заниматься астрономией, но сюда им приехать сложно. Мы сейчас создаём сеть кружков, но пока работа не закончена. Поэтому программа, которую я преподаю в школе, легла в основу небольшого дистанционного курса по астрономии, созданного на технической базе Центра педагогического мастерства. Курс предназначен в том числе для подготовки к школьному муниципальному этапу олимпиады да и вообще к любым отборочным этапам. Но подготовка к олимпиаде - вовсе не самоцель. Это именно базовый курс астрономии, позволяющий ученику самостоятельно её освоить. Он включает в себя теорию, тесты, практические задания, связанные с наблюдениями и с анализом полученных результатов».

Планетарий - в каждую школу!

Астрономия всё больше «захватывает» учебные учреждения Моквы: в школах вводятся базовые и дополнительные курсы преподавания, появляются кружки и секции, проходят состязания и олимпиады.

   
   

«По собственному опыту я знаю, как нелегко преподавать эту науку, используя только учебник, - пояснил Андрей Белышев, учитель физики и астрономии школы № 498, финалист конкурса «Учитель года-2015». - Но сегодня в нашем распоряжении  современные технологии, позволяющие сделать процесс обучения более понятным и интересным. Некоторые школы сделали выбор в пользу школьных планетариев. Это интересная конструкция, которая за 5 минут превращает любой кабинет в полноценный планетарий, в нём можно посмотреть на звёзды, на Землю из космоса, ответить на ряд интересных вопросов». 

Кстати, в школе №179 есть интерактивная панель, на которой (с помощью 3D-очков) можно узнать, например, как движется затмение по поверхности Земли. По указанию мэра Москвы Сергея Собянина через два года все школы столицы будут оснащены подобными панелями. А значит, звёзды станут ещё ближе к детям!

И это очень кстати, потому что ребята сегодня с огромным увлечением изучают астрономию. Об этом говорят результаты состязаний. Например, на Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии трое московских учеников стали победителями и ещё 9 - призёрами. А на международной олимпиаде в 2016 году столичные школьники взяли два «серебра» и две «бронзы»! 

Вполне возможно, что многие из ребят и дальше пойдут по этому пути. И тогда выбор «звёздных дорог» у них будет огромным. Ведь современный астроном - это не старомодный господин с примитивным телескопом, а высокообразованный учёный. «И прежде всего инженер, физик, математик, человек, хорошо знающий программирование, - уверена председатель методической комиссии Российской ассоциации учителей астрономии Наталия Гомулина, заместитель директора по инновационной и экспериментальной деятельности Московской гимназии на Юго-Западе № 1543. - Сейчас мы не успеваем перерабатывать ту огромную информацию из космоса, которую получаем. Нам нужны хорошие техники-астрономы, инженеры-астрономы. Поэтому наша задача - чтобы астрономию преподавали во многих школах». 

А уж среди звёзд работа всегда найдётся!

Смотрите также: