Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок нашел свой жизненный путь, реализовал весь имеющийся потенциал и, что немаловажно, мог бы себя обеспечить в будущем. Но благие намерения зачастую заводят в тупик.
«Образумьте же его!»
Большая часть мам и пап видит основу жизненной успешности своих детей в качественном образовании. Причем непременно высшем. И это неудивительно, ведь еще 20-30 лет назад только вузовский диплом мог что-то гарантировать молодому специалисту, и в голове современного родителя эта установка сохранилась. Дети же, видя происходящее вокруг, а именно: быстро меняющуюся действительность, появление новых технологий и профессий, необходимость быть адаптивными — не настолько уверены в том, что лучшие годы жизни нужно потратить на обучение в вузе. И это становится почвой для непримиримых споров и серьезных столкновений между родителями и детьми. Тогда родители бегут к психологам со слезными просьбами помочь убедить непослушных, упрямых отпрысков «внять голосу разума» и не ломать дров, а пойти по проторенному родителями и их предками «надежному» пути. Психолог в этом случае действительно может понадобиться. Но он нужен совсем не для того, чтобы «разрулить» конфликт и склонить упрямцев подчиниться родительской воле, а для того, чтобы молодой человек смог осознать свои психологические потребности. А уже на основе этого выбрал ту стратегию жизненного пути, которая приведет его к успеху и удовлетворенности. Но с каждым человеком разговор строится по-особенному, индивидуально.
Что выросло, то выросло
У каждого профессионального психолога — свои подходы к работе и свои методики. Например, в PCM Модели Процесса Коммуникации — научном коммуникативном методе, который используется в мире около 50 лет — используется идея о существовании шести типов личности. В каждом человеке присутствуют все шесть типов, но лишь один является базовым, основным. «Давайте рассмотрим шесть типов личности подростков, и разберемся, какие интересы и пристрастия могут у них быть в отношении выбора профессий и как помочь им определиться с правильным направлением», — предлагает эксперт
Логик. К выбору вуза Логики относятся со всей серьезностью. Им не стоит что-то навязывать, но можно предлагать аргументированный выбор. Если ваши аргументы будут убедительны, полдела сделано. Остальное Логик сделает сам. Подростки с этим типом личности по природе своей организованы, структурированы и ответственны. Именно поэтому они, как правило, хорошо учатся и не доставляют родителям и учителям много забот. Нередко их интересуют технические предметы: все, что касается цифр, аналитики, науки. Эти ребята сами с удовольствием углубляются в предмет, если чувствуют к нему интерес. Помочь молодому человеку с этим типом личности можно через предоставление ему возможности дополнительных занятий, кружков, курсов, где он может расширить свои знания на излюбленную тему.
Упорный. Представители этого типа личности наблюдательны, сознательны. Умеют доводить проекты до конца, быть лояльными по отношению к делу и людям. Они отвечают за свои слова, и когда кто-то в них сомневается, сильно обижаются. Им нравится делать все на отлично, быть успешными и помогать другим в раскрытии их потенциала, часто они становятся лидерами в той деятельности, в которую верят. Эти ребята, как правило, сами знают, куда им поступать и как добиться своей цели. Из них получаются первоклассные юристы, политики, врачи, главное, чтобы в своей будущей профессии они видели ценность.
Душевный. Эти подростки добры, чувствительны, они проявляют теплоту и эмпатию к окружающим. Дли них важно быть в хороших дружеских отношениях с другими, и эти отношения сильно влияют на учебу. Поэтому есть риск, что Душевный отправится в вуз только потому, что туда же пошли его лучшие друзья или подруги. Но поскольку этот выбор может войти в противоречие с его личными качествами, лучше его от такого шага предостеречь. Эти ребята сильно поддаются чужому влиянию не только со стороны других детей, но и со стороны родителей. Они могут подать документы в конкретное учебное заведение только из-за того, чтобы не огорчать родителей, у них не всегда есть ресурс отстаивать свой выбор. Поэтому здесь мамам и папам стоит минимизировать давление и в тесном дружеском контакте с ребенком прояснить, чего же на самом деле хочет он. В качестве профессии ребята с типом личности Душевный нередко выбирают специальности, предполагающие взаимодействие с людьми, — педагог, психолог, маркетолог, пиарщик, специалист по HR.
Мечтатель. Молодые люди этого типа задумчивы, спокойны, погружены в себя, эти качества позволяют им выполнять рутинную работу, которую другие люди считают скучной, при этом они наделены креативностью и богатым воображением. Из них получаются отличные писатели, художники, изобретатели, дизайнеры. Этим детям подходит формат онлайн-обучения, так как их утомляет многолюдность и необходимость вступать в контакт. Ребятам с этим типом личности сложно принять самостоятельное решение относительно будущей профессии, и ненавязчивая помощь родителей будет как раз очень уместна. Более того, они оценят вашу поддержку, поскольку выбирать из нескольких вариантов, взвешивать все за и против им очень непросто.
Бунтарь. Подростки с этим типом личности спонтанны, ярки и артистичны. У них есть внутренняя установка делать то, что хотят они, вне зависимости от того, что об этом думают окружающие. Они не любят, когда им указывают, что и как делать, особенно если это касается соблюдения сроков, правил и дисциплины. Нарушить правило? Это к ним. Вы можете попробовать повлиять на вашего Бунтаря, но результатом, вероятнее всего, будет ваш же провал. Он найдет способ, как не сделать то, чего вы от него хотите — и «благополучно» завалит экзамен или проспит важную встречу, если вы навязываете нечто, по его мнению, скучное и малопривлекательное. Поэтому с этим ребенком обязательно нужно вступать в диалог на равных и удостовериться, что ему нравится предложенное вами, и он в достаточной степени мотивирован.
Деятель. Такие ребята активны, инициативны, харизматичны. Они не любят правила, не выносят рутинную домашнюю работу, им претит дисциплина, но при этом они хорошо выполняют креативные задания, с радостью участвуют в соревнованиях. Они умеют убеждать, легко заводят друзей и становятся лидерами в классе, они с легкостью получают от других все, что им нужно. Однако в случае, когда их потребность в возбуждении и активности не удовлетворяется положительно, эти ребята могут бросить начатое и неожиданно резко сменить деятельность. При выборе вуза они опираются на престиж. Даже если им не очень интересен факультет, но зато он — в престижном вузе, что может быть полезно для достижения их амбициозных целей, они найдут способ поступить в желаемое учебное заведение.
«Очевидно, что есть дети, с которыми можно и нужно обсуждать образование, выбор вуза, а есть те, кто этот выбор делает сам, на основании личных предпочтений и веры в свою правоту, — говорит Анна Мусаханова. — Есть дети, которые быстро делают выбор и не сворачивают с пути, а есть те, кто поменяет десять направлений и всё никак не может найти лучший для себя вариант. И нельзя сказать, что первые будут успешнее вторых. И тот, и другой путь — работают, главное, чтобы выбор соотносился с типом личности».
Чем может помочь родитель?
Чтобы ребенок набил меньше шишек при выборе своего пути, родителям, по мнению эксперта aif.ru, следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. И опираться на его сильные стороны, как бы банально это ни звучало.
Для тех, перед кем выбор профессии встанет не сегодня, а лишь через несколько лет, Мусаханова советует не терять время зря. Если вы вместе с ребенком определили направление будущей профессии, лучше выбрать специализированный класс или школу с соответствующим направлением, чтобы подросток оказался в компании единомышленников и подтвердил истинность своего интереса.
«Также не стоит игнорировать профориентационные программы и тесты. Но все равно выбирать важно то, что подходит вашему ребенку. Если у вас растет „Бунтарь“, то трехчасовой профориентационный тест явно не для него, а вот ребенку с типом личности Логик такое как раз будет по душе», — говорит психолог.
Впереди лето. Его тоже можно провести с умом. Отправляйте ребенка на специализированные летние программы и курсы. Это позволит ему попробовать много разных направлений в отсутствии школьной нагрузки и даст возможность полностью погрузиться в процесс, не отвлекаясь на уроки. Если ваш ребенок уже выбрал направление/будущую профессию, постарайтесь найти ему место для практики. Пусть на деле посмотрит, что из себя представляет та работа, о которой пока у него есть лишь теоретическое представление.