Детсад без кроватей? Когда все пространство группы – территория игры

Николай Хижняк / РИА Новости

Сейчас Департамент образования реализует это как проект в 28 школах города: современная развивающая среда создана в 325 группах.

   
   

Место вместо?

«Раньше в группе почти все место занимала стационарная мебель. Для игр у детей оставался буквально пятачок: 25 ребят играли на одном ковре, выбирая одни и те же игры. По-настоящему отдохнуть и поиграть они могли только на улице, — вспоминает недавнее прошлое директор школы № 2048 Станислава Буробина. — А ведь дети проводят в саду время с семи утра до семи вечера. Некоторое время назад мы начали работу по преобразованию довольно типовых интерьеров наших дошкольных групп. Администрация вместе с родителями проектировала вариативную, насыщенную, полифункциональную образовательную среду».

Теперь группы в московских детских садах меняют свой вид в течение дня в зависимости от образовательных задач, поставленных воспитателем. В них появилась трансформируемая, лёгкая, безопасная, красивая мебель, её способен переместить любой малыш. Детская мечта сбылась: всё можно потрогать, везде полазить, когда пожелаешь. Взрослые тоже оценивают неоспоримые преимущества новой образовательной среды: каждый ребёнок в своем собственном темпе и в удобной обстановке в игровой форме успешно осваивает образовательную программу.

В детском возрасте закладываются ключевые навыки и умения, поэтому пространство дошкольной группы не должно ограничивать возможности детей. Оно призвано помогать им расти самостоятельными, думающими, активными, творческими и умеющими делать выбор. В том, что это возможно, убедились родители 820 воспитанников школы № 2048. В ближайшие годы образовательный комплекс построит ещё два детсадовских здания с развивающими трансформируемыми пространствами.

Какие основные изменения могут увидеть родители, воспитанные в традиционных детских садах? Стационарные столы, за которыми завтракают, обедают и рисуют, заменили на столы с телескопическими ножками, рассчитанные на детей разных возрастов. Столики задвигаются один на другой и ставятся под подоконники. Освобождается игровое пространство, которого много не бывает.

Кровати, как и прежде, используются всего пару часов в день в «тихий час». В другое время дня они за считаные минуты убираются в подиум и в спальню переносятся тихие игры, здесь смотрят мультфильмы и т. д.

Размеры и количество современных игр и игрушек, впечатлившие бы ребёнка из советского времени, требуют дополнительного пространства для размещения. Например, сейчас в дошкольные группы закуплен игровой конструктор «Москва» компании Lego, но разместить и хранить его в помещении, загромождённом кроватями и столами, было бы негде. В группах есть уголки релаксации: это отдельно стоящий домик или место за шторкой, где ребёнок может посидеть на подушках (в таком уединении нередко нуждаются ребята с ограниченными возможностями здоровья). По всему помещению тут и там разноцветные матрасы, бескаркасные пуфы и кресла, на которых удобно лежать и сидеть.

   
   

Детство во всей полноте

Развивающее трансформируемое пространство — это не эксперимент, не новомодное веяние. Во-первых, оно подразумевается в Федеральных государственных образовательных стандартах. Во-вторых, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) «допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жёстким ложем и спальню в период бодрствования детей для организации игровой и образовательной деятельности».

Кстати, трансформируемые предметы мебели для данного проекта выходят из цехов московских колледжей: допустим, школа № 2070 прорабатывает будущие пространства дошкольных групп совместно с образовательным комплексом градостроительства «Столица».

Переоборудование помещений велось летом в плановом порядке от здания к зданию. «Мы вносили изменения в каждый последующий проект, понимая, что в одном случае специально созданные условия дают ребёнку возможность прожить дошкольный возраст во всей полноте, а какие-то элементы пространства необходимо изменить, чтобы среда стала богаче, разнообразнее, — рассказывает директор школы № 2070 Ольга Афанасьева. — Детский сад — не просто присмотр и уход, это развитие самостоятельности, стремления к экспериментированию, творчеству. Родителям мы объясняем, какую роль в жизни ребёнка играет образовательная среда».

Смотрите также: