Набили выше норм
Предложения дополнить школьную программу новыми предметами возникают постоянно. Что-то наши дети плохо умеют общаться - надо ввести уроки психологии. Математику неважно сдают на ЕГЭ? Давайте добавим в программу шахматы! А инициатива министра финансов А. Силуанова ввести уроки финансовой грамотности уже претворяется в жизнь в школах Ростовской обл. Возникает только один вопрос: вместо какого базового предмета новаторы собираются эти очередные «новые» предметы вводить? И кто будет финансировать лишние часы? Создаётся впечатление, что дети не в меру креативных чиновников и депутатов в обычных российских школах не учатся. Иначе бы они знали, что нагрузка на школьников и так запредельная.
Необходимые для любого культурного человека знания - истории народов России и их культуры, юридическую грамотность и т. д. - нужно развивать в рамках существующих предметов (обществознания, истории, математики и т. д.) вместе с учреждениями культуры, спорта, бизнесом. Хватит забивать детские головы чрезмерными знаниями! Мы должны научить ребят читать и писать, чтобы они сами могли осваивать этот мир, углубиться в те области, которые им интересны. Как писал Пушкин, «над вымыслом слезами обольюсь»... Так вот пусть сами прочтут и обольются».
Реформы из пальца
Вместо того чтобы высасывать реформы из пальца, лучше бы депутаты и чиновники занялись решением реальных проблем образования: как привлечь больше талантливых учителей, поднять престиж профессии и платить педагогам достойную зарплату, создать серьёзную психологическую службу, обеспечить всех детей учебниками и качественной формой. Беда всех наших преобразований в школе - в их непоследовательности и несистемности. Не успели предложить, а через пять минут снизу уже докладывают: введено! Как говорит профессор Майкл Барбер, советник премьер-министра Великобритании, всемирно известный эксперт в образовании, «надо пытаться думать с точки зрения школьника, а не с позиций программы или стандарта. Когда у реформы к ребёнку ноль интереса, в образовании наступают сумерки».
Как учили...
2. Дать как можно больше знаний.
3. Если ребёнок сидит над домашними заданиями больше 3 часов в день - хорошо.
4. Драмкружок, спортивная секция, творческая школа - признаки отличника.
Как надо учить
2. Учить переносить знания в новые ситуации - то есть переходить к креативу.
3. Учить лидерству, умению влиять на людей.
4. Развивать все виды мышления: образное, критическое, дедуктивное, нестандартное, а главное - быстрое.
5. Дети должны быть уверены, что их учат успешные люди в хорошей обстановке.