Всё учат и учат. Нужны ли в школе новые предметы?

Набили выше норм 

Предложения дополнить школьную программу новыми предметами возникают постоянно. Что-то наши дети плохо умеют общаться - надо ввести уроки психологии. Математику неважно сдают на ЕГЭ? Давайте добавим в программу шахматы! А инициатива министра финансов А. Силуанова ввести уроки финансовой грамотности уже претворяется в жизнь в школах Ростовской обл. Возникает только один вопрос: вместо какого базового предмета новаторы собираются эти очередные «новые» предметы вводить? И кто будет финансировать лишние часы? Создаётся впечатление, что дети не в меру креативных чиновников и депутатов в обычных российских школах не учатся. Иначе бы они знали, что нагрузка на школьников и так запредельная.

   
   

«Принятые стандарты старшей школы уже увеличили число учебных часов с 36 до 37, - говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. - То есть на 1 час мы вышли за пределы СанПиН. Дальше раздувать программу бессмысленно. Ребята теряют здоровье, а ведь именно в школе надо сформировать его потенциал на всю жизнь. Исключительно предметная ориентация была сильной стороной советской школы, но сегодня она не позволяет нам выйти в лидеры по качеству образования. Надо сосредоточиться на развитии навыков, личностных качеств: умении анализировать информацию, работать в команде. Надо научить человека учиться, чтобы он мог сам выбрать свой жизненный путь, строить карьеру. Но к этой новой модели обучения наши школы переходят очень тяжело.

Необходимые для любого культурного человека знания - истории народов России и их культуры, юридическую грамотность и т. д. - нужно развивать в рамках существующих предметов (обществознания, истории, математики и т. д.) вместе с учреждениями культуры, спорта, бизнесом. Хватит забивать детские головы чрезмерными знаниями! Мы должны научить ребят читать и писать, чтобы они сами могли осваивать этот мир, углубиться в те области, которые им интересны. Как писал Пушкин, «над вымыслом слезами обольюсь»... Так вот пусть сами прочтут и обольются».

Реформы из пальца

«Нужны содержательные изменения, а не количественные, - считает Михаил Мокринский, начальник Центрального окружного управления образования г. Москвы, около 20 лет возглавлявший одну из лучших школ РФ. - Дополнительно 1 час в неделю отдельно выделенного предмета - это не полезно для школы».

«Для начала надо написать новую методику, поставить в школах эксперимент, устроить открытые уроки, обсудить результаты с учителями и родителями и только потом продвигать инициативу для всех. А сейчас обсуждают, какое название предмета ввести, не имея в виду никакого конкретного содержания и не разбираясь в проблеме», - говорит Григорий Колюцкий, учитель математики в школе № 261 Москвы, лауреат конкурса «Молодой учитель» фонда «Династия».

Вместо того чтобы высасывать реформы из пальца, лучше бы депутаты и чиновники занялись решением реальных проблем образования: как привлечь больше талантливых учителей, поднять престиж профессии и платить педагогам достойную зарплату, создать серьёзную психологическую службу, обеспечить всех детей учебниками и качественной формой. Беда всех наших преобразований в школе - в их непоследовательности и несистемности. Не успели предложить, а через пять минут снизу уже докладывают: введено! Как говорит профессор Майкл Барбер, советник премьер-министра Великобритании, всемирно известный эксперт в образовании, «надо пытаться думать с точки зрения школьника, а не с позиций программы или стандарта. Когда у реформы к ребёнку ноль интереса, в образовании наступают сумерки».

Как учили...

1. Только в классах.    
   

2. Дать как можно больше знаний.

3. Если ребёнок сидит над домашними заданиями больше 3 часов в день - хорошо.

4. Драмкружок, спортивная секция, творческая школа - признаки отличника.

Как надо учить

1. ​Совмещать обучение в классе с индивидуальным.

2. Учить переносить знания в новые ситуации - то есть переходить к креативу.

3. Учить лидерству, умению влиять на людей.

4. Развивать все виды мышления: образное, критическое, дедуктивное, нестандартное, а главное - быстрое.

5. Дети должны быть уверены, что их учат успешные люди в хорошей обстановке.