Доступная школа. Где и как учатся дети-инвалиды?

И это правильно: инвалидность ребёнка – не приговор на затворничество. Правда, для их развития нужно создавать намного больше условий, чем здоровым детям.

   
   

Данил – общительный, интересующийся компьютером и рисованием мальчик – учится в специализированной школе-интернате. В прошлом году появилась возможность перевести его в обычную школу недалеко от дома. Однако Наталья с мужем не осмелились на такой шаг. Их пугает, что здоровые ровесники будут над Данькой – не дай, Бог! – издеваться…

Впрочем, не только возможные конфликты со сверст- никами настораживают многих родителей. Взрослых волнует, будет ли элементарно удобно ребёнку в стенах школы, сможет ли уделить особое внимание ему педагог, у которого в классе ещё человек 20-30 учеников, будет ли ребёнок успевать всё записывать и запоминать, не скажутся ли школьные нагрузки на и без того ослабленном здоровье?...

Идея в цифрах

Типовые школьные помещения, увы, не приспособлены для пребывания в них детей-инвалидов. Их нужно перестраивать под идею доступной школьной среды. В Алтайском крае за последние два года было израсходовано более 65 млн рублей на эти цели. На эти деньги были переоборудованы 18 школ в восьми городах и районах края. Здесь установлены пандусы и поручни на входах в здания, поручни в коридорах для передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расширены дверные проёмы. Продуманы многие «бытовые» моменты, касающиеся удобства для ребят в пользовании туалетами и столовыми, спортивными и актовыми залами.

«Занятия в классах, где есть дети-инвалиды, проводятся на одном этаже, в этом школы препятствий не создают», – отмечает Наталья Корягина, начальник сектора специального образования Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края. По её словам, в этом году в регионе планируется переоборудовать ещё восемь школ в рамках программы «Доступная среда».

«Надомникам» в помощь

Но перепланировки школьных помещений – это полдела. Чтобы обучающий процесс давался легче и быстрее, физически не переутомлял детей, у которых большие проблемы со здоровьем, в некоторых школах появились специальные аппаратно-компьютерные комплексы, сенсорные кабинеты, а также кабинеты коррекционной гимнастики и психомоторной коррекции. Оборудование это довольно дорогое, поэтому, как признаются педагоги, его стараются использовать максимально эффективно: и в учебном процессе, и во внеурочной деятельности, причём как в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, так и с обычными ребятами.

   
   

А в общеобразовательных школах Бийска, например, такое реабилитационное и развивающее оборудование служит добрую службу и для ребят-»надомников».

«С октября прошлого года мы реализуем проект «Школа выходного дня» для детей-инвалидов, обучающихся на дому, – говорит Елена Андреева, начальник Управления образования администрации Бийска. – По выходным в школах №8 и №40 проводятся занятия для детей и родителей, с ними работают педагоги и психологи по индивидуальным и групповым программам».

В задумках на будущее открыть на базе «Школ выходного дня» группы подготовки к школе детей с ограниченными возможностями.

На дистанции

Увы, приспособленные и технически оборудованные школы имеются далеко не во всех населённых пунктах, где живут дети-инвалиды. К тому же есть дети, которые по тем или иным причинам не могут обучаться даже в специализированных коррекционных школах-интернатах (таковых в крае 30) или коррекционных школах (таких в крае 2). Но сегодня и для них есть шанс получить образование.

Три года в регионе работает центр дистанционного образования детей-инвалидов, который создан при краевом педагогическом лицее. Удалённо – с помощью Интернет-технологий – могут «ходить в школу» ребята с 1 по 11 классы. На время обучения им бесплатно предоставляют комплект необходимого оборудования – компьютер, принтер, сканер, наушники, микрофон, веб-камеру, графический планшет, цифровой микроскоп, фотоаппарат, датчики для проведения опытов и т. д. Учеников и их родителей обучают работать на компьютерном оборудовании, им оплачивают доступ к сети Интернет.

Такая форма обучения подходит для детей, которых недуг приковал к инвалидной коляске или вовсе к постели. Особенно, если семья живёт в глубинке, где сложно организовать надомное обучение. Кстати, «АиФ-Алтай» осенью прошлого года писал о Татьяне Болханцовой, родившейся с диагнозом ДЦП, которая несколько последних лет не могла не только ходить, но и сидеть. Именно с помощью дистанционного обучения Таня получила аттестат о среднем образовании и серебряную медаль! Она поступила на заочное отделение АлтГПА. Её мечта – стать учителем-дистанционником.

Мнение эксперта

Ирина Шульман, психолог, директор школы женственности Рады Дар:

– Не одно поколение людей с особыми потребностями оставалось за бортом общественной жизни. Слабая адаптация в социуме приводила к огромному количеству страхов перед реальной жизнью, обидам, нежеланию брать ответственность за свою жизнь.

То, что происходит сейчас в обществе, может только радовать. От выхода детей с особыми потребностями в открытый социум выигрывают все без исключения. Адаптация таких детей проходит быстро и естественно, у них появляется возможность раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал. Они принимают свою особенность и живут полноценной жизнью.

Но, для общества – это серьезный экзамен на зрелость, профессионализм и ответственность. Высокая степень осознанности в поведении взрослых – что и как они говорят, их жесты, мимика и т. д. – очень важны не только для установления контакта с детьми-инвалидами. Поведение взрослых служит образцом для ровесников и одноклассников, чтобы они относились к особенным детям как к себе равным.

Мнение власти

Даниил Бессарабов, заместитель губернатора Алтайского края:

– Положительный результат в вопросах создания доступной школьной среды для детей с особыми образовательными потребностями, безусловно, есть, но представляется необходимой более глубокая проработка вопроса. Нужно изучить имеющийся опыт, оценить стоимость переоборудования одной школы. Понятно, что все 1200 школ Алтайского края мы не сможем соответствующим образом оснастить. Да и не везде есть ребятишки, которые в этом нуждаются. Но в таких городах, как Барнаул, Бийск, в крупных населённых пунктах можно определить потребность в ресурсах, сроки реализации, и эту задачу попытаться поэтапно решать.

Ищите свой вариант!

Вера Волошина, председатель правления краевой общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Незабудка»:

– Мне кажется, что проблема обучения детей-инвалидов должна иметь исключительно индивидуальное решение для каждого конкретного ребёнка. Сегодня определение «дети-инвалиды» – слишком общее, не учитывает степени тяжести заболевания. А ведь кто-то с диагнозом ДЦП ходит, прихрамывая, а кто-то прикован к инвалидному креслу. Поэтому при выборе той или иной формы обучения следует принимать во внимание многие особенности: насколько ребёнок способен самостоятельно себя обслуживать, адекватно ли его поведение, умеет ли общаться в коллективе и многое другое. Обучение в общеобразовательной школе подходит далеко не всем. Для кого-то лучшим вариантом может оказаться коррекционная школа или школа-интернат, для кого-то – надомное обучение, для кого-то – дистанционное через Интернет. Принимать решение об оптимальном для их ребёнка варианте, родители должны, взвесив все «за» и «против» каждого способа обучения.

К сожалению, не всегда педагоги готовы работать с такими детьми. Их часто переводят в категорию «необучаемых». Но, возможно, эти ребята еще просто психологически не совсем готовы к пребыванию в большом коллективе.

А бывают случаи отказа со стороны педагогов просто потому, что этот ребёнок – инвалид. Так было с одним нашим подопечным. У мальчика был ДЦП, но интеллектуальные способности были сохранены, и передвигался ребёнок самостоятельно. Он мечтал учиться музыке. Но когда родители привели его в музыкальную школу, там в приеме отказали, сославшись на то, что не имеют опыта обучения детей-инвалидов…

Смотрите также: