Идеальный ЕГЭ. Власти сохранят нынешнюю систему, несмотря ни на что

Несмотря на неутихающие скандалы вокруг ЕГЭ, отказываться от него нынешняя система образования не собирается. Наоборот, линия на ЕГЭ становится всё более чёткой и уверенной.

   
   

Возможно, уже в следующем году экзамен частично начнут сдавать на компьютере, а варианты заданий уже официально, без всяких «сливов», выложат в Интернете. И возможно, ЕГЭ-лайн в своей более современной - электронной - версии избавится от многих своих нынешних недостатков. 

Без массовых шпаргалок

Наблюдатели нашли шесть регионов, где нарушения были сведены к минимуму. В их число вошла и Москва - во многом благодаря принятым мерам усиленного контроля. Так посчитали участники «круглого стола», на котором столичные эксперты и чиновники обсудили итоги прошедших экзаменов и перспективы ЕГЭ.

- В этом году мы укрупнили пункты проведения экзамена: с 550 уменьшили их количество до 300, - рассказал начальник управления госнадзора и контроля Департамента образования Москвы Сергей Горбун. - Вдвое увеличили число общественных наблюдателей - до 5500 человек. Таким образом, на каждом экзамене в аудиториях и вне их присутствовали от 3 до 12 экспертов. В итоге большинство выявленных нарушений оказались довольно мелкими - где-то не был правильно организован пропускной режим, не всегда вовремя вывешивались списки участников. А массовых случаев использования шпаргалок или мобильных телефонов удалось избежать.

Тем не менее 122 школьника всё-таки попались на списывании (в прошлом году таких было 166). По фактам нарушений составили 25 административных протоколов (против семи год назад). Помимо выпускников, чьи результаты были аннулированы, за махинации поплатились и некоторые должностные лица.

- Один такой печальный факт был зафиксирован на территории нашего округа, - признала начальник управления образования ЗАО Татьяна Баринова. - Во время экзамена по математике в школе № 29 находилась учительница из центра образования № 1488 - с телефоном и справочными материалами. В тот же день она написала заявление по собственному желанию, а директора обоих учреждений сложили свои полномочия.

«Глушить» нарушителей?

Эксперты также отслеживали и последствия «сливов» заданий в Интернет. Накануне того же ЕГЭ по математике в Сети появилась масса таких материалов - и фиктивных, и настоящих.

   
   

- В результате за пару дней многие прорешали до 80 вариантов заданий, - рассказал директор Центра педагогического мастер­ства Иван Ященко, - и это стало очень серьёзной итоговой подготовкой. В целом влияние Интернета на этом экзамене было заметно в 6-8% случаев. То есть ни к какой катастрофе при поступлении в вузы это не приведёт.

Однако с такой статистикой эксперта согласились не все.

- Я сужу по своим личным контактам с учениками и коллегами - мне кажется, списываний было намного больше. Может, успеха добились только эти 6%, но пытались многие, - заявила учитель истории гимназии № 1567 Тамара Эйдельман. - При этом я большой сторонник ЕГЭ и тем болезненнее отношусь к подобным изъянам. Ведь выполнение инструкций на ЕГЭ во многом - имитация деятельности. Например, учителя собирают мобильники, но проверить, есть ли у ребёнка второй телефон, никто не имеет права. Мы провожаем детей до уборной, но на этом наши функ­ции заканчиваются.

«Туалетный вопрос» вызвал отдельную дискуссию экспертов. В итоге решили, что выпускников вообще можно не отпускать из класса во всё время экзамена - студенты ведь терпят. Звучали предложения поставить в школах «заглушки» для телефонов. Впрочем, слишком суровыми мерами участники решили не увлекаться.

- Вопрос контроля объективности экзаменов стоит во всём мире, - заявил глава управления оценки качества образования Евгений Семченко. - В Китае, например, если ученика ловят с телефоном, его вообще больше не допускают на пересдачу, то есть он остаётся без аттестата. Но не думаю, что наша система образования готова к таким мерам.

От результатов ЕГЭ зависит будущая жизнь. Фото Эдуарда Кудрявицкого

Честность через компьютер

Зато эксперты одобрили идею расширить варианты заданий - до 30-40 наборов в каждой из 4 географических зон (Восток, Сибирь, Урал, Центр). При таком разнообразии материалы можно будет выкладывать в открытый доступ, как это уже делается с заданиями по математике.

В содержании тестов участники предложили повысить долю открытых вопросов, где ученик не просто выбирает из 3 вариантов ответов, а вписывает своё решение сам. Это также повысит объективность экзамена. Кроме того, со следующего года ЕГЭ в некоторых регионах будут проводить частично в компьютерной форме.

- Может, и столько наблюдателей не понадобится, если задания ученикам будут раздавать не в конвертах, а по компьютеру, - предположил глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. - Ведь директора школ уже проходят у нас таким образом аттестацию: методом случайной выборки в электронном виде получают задания. Москва точно готова к такой практике на ЕГЭ, и если Рособрнадзор позволит эксперимент провести, мы с удовольствием примем на себя обязательства.

Помимо этого, в следующем году станет более прозрачной система оценки - не исключено, что напротив каждого задания теста будет обозначен возможный балл. Что позволит избежать недоразумений при интерпретации результатов. Кстати, они особенно заметны на апелляциях, когда ученики оспаривают свои результаты.

- Главная установка на апелляции - объяснить ребёнку, что он сам виноват, - считает учитель литературы гимназии № 67 Надежда Шапиро. - Доходит до абсурда. Например, недавно одной ученице снизили балл за выражение «огонь в глазах»: мол, как такое возможно, ведь будет ожог роговицы!

Участники дискуссии настаивали, чтобы на апелляции обязательно допускали учителей, поскольку оспорить экспертов в одиночку может далеко не каждый школьник.

- А что, нельзя это более технологично решить? - задался вопросом Исаак Калина. - Зачем выпускнику вообще куда-то ходить? Можно также вести переписку по компьютеру. Когда ученику в личный кабинет присылается работа, он отправляет свои возражения. Чтобы следы оставались. И тогда многие не напишут того, что говорят.

Очевидно, что Единый гос­экзамен должен двигаться по пути большей прозрачности и  использования современных технологий - со стороны организаторов, а не детей. Способов для этого эксперты предложили достаточно.

- Вот вы говорите, что проблемы ЕГЭ федеральные. Но кому же, как не московскому учительству, вносить свои предложения? - подытожил собрание Исаак Калина. - У нас самое большое число школьников в стране - 824 тысячи, к нам едут и выпускники из регионов. Это наша обязанность - донести до федеральных структур высказанные предложения.

Читайте также