Кому нужны госэкзамены с 4-го класса?

Фото: РИА Новости

Данные предложения в рамках задач ведомства на 2012 год прозвучали дословно так: «Развернуть экзамен во времени и учитывать достижения в процессе всей учёбы ребёнка. Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9-м классе, а географию - в 10-м. Тогда у ребят появится мотивация учиться всё время, а не только в выпуск­ном классе».

   
   

Пока о сроках внедрения инициатив говорить, к счастью, рановато. Но, как показал пример предыдущих лет, фактически все изменения, если они озвучивались министром, рано или поздно внедрялись. Потому, пока не поздно, следует попытаться разобраться - насколько данные инициативы пойдут на пользу нашим детям.

А предыстория этой идеи такова: как нам пояснили в пресс-службе Минобрнауки, она родилась у ректоров ведущих вузов страны ещё в прошлом году. Тогда они предложили сдавать ЕГЭ не единожды, а несколько раз в течение обучения, например в 9-м, 10-м и 11-м классах, или даже несколько раз за один год обучения. Как учитывать результаты этих экзаменов при приёме в вуз (по среднему или по лучшему баллу), пока не решено. Предложение находится в стадии обсуждения.

От перестановки мест…

«По существу идея правильная. Одна из главных проблем ЕГЭ - мы проверяем знания детей только один раз, когда заканчивается обучение, - говорит Евгений БУНИМОВИЧ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член президиума Федерального экспертного совета по образованию. - Что можно исправить в этой ситуации, когда школа уже закончена? Нужно приучать детей и учителей к тому, что кроме учительской отметки должен быть независимый контроль после 4-го, 6-го, 9-го классов. Не в виде внезапных набегов проверяющих: «Всё, сегодня пишем контрольную» - а как обязательная для всех плановая система проверки. Тогда истерики перед ЕГЭ не будет, а к тому же ребёнок и родители смогут реально понимать уровень знаний и знать, где и что ему стоит подтянуть».

Фурсенко пошёл несколько дальше, а потому пока не слишком понятно, как можно перенести его идею в жизнь. «Будут ли засчитываться как ЕГЭ результаты государствен­ной итоговой аттестации (ГИА-9), которая и так проводится по русскому в 9-м классе, или это будет другой экзамен? - задаётся вопросом Е. Бунимович. - Знания правил и норм языка, конечно, можно проверить и в 9-м классе, но сочинение, которое является одной из весомых составляющих ЕГЭ по русскому, должно обязательно писаться в 11-м классе. В 9-м ребёнок ещё маловат, чтобы написать его, недаром в ГИА пишут изложение, да к тому же у него впереди ещё два года литературы. С географией тем более непонятно. Перенести экзамен в 10-й класс, когда она заканчивается, логично. Пока ребёнок не забыл, что проходил. Но почему такое внимание именно к географии? Это не самый ключевой предмет в школе, её сдают единицы. Важнее другое: все эти предложения по изменению содержания экзаменов - лишь косметиче­ские меры. Сегодня ситуация катастрофична тем, что контроль за школой снижен до минимума. Если ребёнок не идёт в вуз, для него обязательны только два экзамена. Такого не было в советское время - всегда обязательно сдавали хотя бы пять предметов. Такого нет в западных странах. Создание ключевой системы независимого контроля каче­ства образования не решается перенесением экзаменов в 9-й или 10-й классы».

Сложно, но можно

Ещё непонятнее кажется предложение министра идти по пути введения ЕГЭ для студентов-бакалавров. Кому это надо и зачем?

«В этом есть позитивное начало, - рассуждает Виктор ЗВОННИКОВ, проректор Государственного университета управления, доктор педагогических наук, профессор. - По аналогии со школой мы можем увидеть срез: какое у нас высшее образование в стране, эффективно ли тратятся бюджетные деньги. Другой возможный плюс введения Единого госэкзамена - ориентация российских вузов на новый уровень качества образования, исходя из потребностей современного общества и экономики. Тогда, может быть, наши университеты займут достойное место в международных рейтингах.

   
   



Но на этом пути есть значительные трудности. Предстоит разработать специальные стандартизированные измерительные материалы, адекватные современным требованиям к качеству профессионального образования, увязать требования к подготовке выпускников вузов с запросами современного рынка труда. Реализовать ЕГЭ в вузах будет очень сложно. Здесь много нерешённых вопросов, которые усугубляются введением новых образовательных стандартов. В соответствии с ними каждый вуз формирует образовательную программу, вводя до 50% дисциплин по своему усмотрению. Несомненно, здесь понадобится многолетняя кропотливая работа академического сообщества и специалистов в сфере педагогических измерений. А потому идея введения ЕГЭ для бакалавров через 2-3 года пока выглядит утопической».

Да, безусловно, обе идеи необходимо обсуждать, но гораздо важнее сегодня не решать частные вопросы, а менять всё в комплексе. «Это всё мелочи, - говорит Евгений Бунимович. - К ЕГЭ необходим комплексный подход. Ну почему все цивилизованные страны могут проводить честные экзамены, а в России всё время скандалы, утечки и т. д.?»