ЕГЭ-2012: задания усложнятся?

Нет ничего хуже натаскивания на тесты. Фото Эдуарда Кудрявицкого

Некоторые кандидаты в своих предвыборных президентских программах предлагают отменить ЕГЭ - «Бабу-ягу-угадайку». Однако их претензии в этой части уже неактуальны. В этом году в экзаменационных заданиях «угадайки» будет намного меньше.

   
   

Как рассказали «АиФ» в Рос­обрнадзоре, для Единого гос­экзамена 2012 года характерна новая тенденция - получить от школьников больше развёрнутых ответов на вопросы, а не просто предложить проставить галочки в тестах. Число заданий, где нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных, по истории, литературе, обществознанию, биологии, географии, информатике намного сократится.

«По истории школьнику предложат написать сочинение, предполагающее анализ деятельности личности, - выпускник сможет выбрать одного из трёх деятелей различных эпох, - сообщил Андрей Ершов, директор Федерального института педагогических измерений. - Добавятся новые задачи и по математике из раздела «Вероятность и статистика».

Существенно изменятся задания по информатике и ИКТ. Количество заданий в первой части (нужно выбрать ответ из четырёх предложенных. - Ред.) сократится с 18 до 13, во второй, более сложной, части увеличится с 10 до 15. Также увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», зато уменьшено число заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики», а вместо задания на обработку графической информации вошло задание на обработку звука».

                                                               
Кстати
При подаче документов в вуз бумажное свидетельство с результатами ЕГЭ необязательно (приказ Минобрнауки от 21 октября 2009 г. № 442). Приёмные комиссии будут проверять сведения о результатах ЕГЭ, указанные абитуриентом в заявлении, в федеральной информационной системе, в которой есть данные каждого участника ЕГЭ.

Анализируя результаты работ прошлых лет, разработчики заданий пришли к выводу, что логарифмические уравнения наши дети решают лучше, чем простенькие задачки из жизни типа «по графику цены на нефть определить, когда она была наименьшей». Или посчитать, сколько сырков стоимостью 7 руб. 20 коп. можно купить на 60 руб. Научить подставлять формулы можно и обезьянку. А вот понять условие задачи и жизненную ситуацию - это уже совсем другое умение. Другими словами, детям придётся не просто выучить, что написано в учебниках, но и суметь применить полученные знания для решения жизненных задач. Чтобы не получилось, как в известном мультфильме, где двоечник решал задачку про землекопов и у него получилось полтора землекопа. Поэтому, обещают авторы, будет больше реалистичных задач, а не мат­анализа.

Что касается гуманитарных наук, составители заданий хотят проверить, насколько дети научились систематизировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, использовать разные источники информации, давать свою оценку явлениям и событиям, формулировать и аргументировать собственную позицию. Проверяться будут не только знания, но и умение правильно выражать свои мысли.

   
   

Мнение эксперта

Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук, преподаватель истории:

- Письменные работы в ЕГЭ - это правильный, хотя и не единст­венно возможный шаг вперёд. Он позволит оценить целост­ность и связность картины знаний. Например, в Китае, где ЕГЭ работает уже более 30 лет, тоже начинали, как мы (в 50% заданий нужно было соотнести событие и дату, реконструировать события и т. д.), в конечном итоге пришли к развёрнутым, образным вещам. Насколько новые задания адекватны подготовке детей? Возможно, сразу получится не у всех, ведь способности описывать и анализировать исторические коллизии нужно тренировать. А это значит, что и учителя должны работать с учениками по-другому, не просто заучивать и пересказывать тексты. Нет ничего хуже натаскивания на тесты. Поэтому сложности, наверное, будут. Но это тоже хорошо. Значит, будет возможность двигаться дальше, совершенствоваться.