Поборы или помощь. Почему родители несут деньги школьной администрации

Чуть ранее громкий коррупционный скандал разразился в другой столичной школе. По версии следствия, её директор К. Петров присвоил несколько миллионов рублей, собранных с родителей, на них же отстроил себе 2 особняка в Подмосковье и благополучно скрылся от правоохранительных органов. Эти и другие факты доказывают - наша система образования ещё очень далека от цивилизованной. Как решать такие проблемы? В большинстве случаев родители добровольно несут деньги в школу. А куда, спрашивается, им деваться, если, к примеру, в районе несколько школ и одна - хорошая, а другие - без окон и дверей, без полноценного преподавательского состава?

   
   

Не конверт, а договор

 «То, что родители несут в школу деньги, стулья, краски, компьютеры, телевизоры, хорошо, - считает Ефим Рачевский, директор московского образовательного центра № 548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ, народный учитель РФ. - И делается это во всём мире. Даже в плохую школу родители готовы вкладываться, потому что все хотят, чтобы их дети получили хорошее образование. Сделать все школы одинаковыми, чтобы исключить подношения за зачисление ребёнка в более престижное заведение? Это практически невозможно. Но можно привести школы к стандарту, ниже которого опускаться нель­зя. А до того взятки неискоренимы. В РФ есть нормативная база, прописывающая, как это делать законно. Если школа будет дейст­вовать в соответствии с правилами, то никого сажать не будут. Есть табу: школа не должна принимать наличные деньги. Если у родителей возникает желание помочь школе финансами, нужно заключить договор со школой о благотворительной помощи, положить деньги на счёт в банке, а школа должна отчитаться, на что потратила деньги. Это работа школьного попечительского совета».

Но отчитываться о расходах принято не у всех. Можно ведь собрать средства на благие цели, а потратить как угодно. И сегодня это удобно делать с помощью благотворительных фондов при школе.

Учительский карман

«99% таких учреждений - это кормушки для администрации, созданные с её же подачи, - убеждён Виктор Панин, зам­пред Комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Проверять их государство не имеет права. Когда в своё время чиновники разрешили школам создавать подобные фонды, то, без­условно, понимали, что через эту «дыру» многие будут просто зарабатывать деньги. Точно так же нередко создаются и абсолютно ангажированные, подконтрольные администрации родительские комитеты. Вообще-то бюджетных денег школе должно хватать, по крайней мере, на те мероприятия, которые изначально планировались органами управления образования. Но расходуются они часто неэффективно. Ежегодно Счётная палата выявляет массу нарушений в этой сфере. Плюс элементарная нечисто­плотность. Понимая, какой у них в руках инструмент в виде отметок, в виде самого ученика, через которого можно выкачивать деньги с родителей то на занавески, то на электронную доску, некоторые преподаватели не забывают и себе в карман положить. Примеров много. Мой ребёнок учится в школе. Недавно с классом ездил на экскурсию. Его приятель из соседнего класса тоже ездил на такую же экскурсию. Но его родители странным образом заплатили за неё чуть ли не втрое дороже. Потом выяснилось, что большая часть денег пошла в карман преподавателю, который занимался организацией».

Когда весной этого года мы записывали ребёнка в первый класс, нас и других родителей просили заполнить анкету, где помимо сведений о семье был такой пункт: «Чем вы можете помочь школе?» И варианты ответов: финансами, транспортом, в оформлении классов, курировать работу школьной столовой и т. д. Мой муж отметил всё: «Я всё могу!

Пусть только ребёнка в школу возьмут». А надо бы подобные анкетки раздавать ещё и чиновникам. Ведь, по словам президента, «сейчас не те времена, когда можно пенять на отсутствие денег на социалку».

Смотрите также: