Спасти школьника от компьютера. Что такое уроки кибербезопасности?

© / Ollyy / Shutterstock.com

С такой идеей в министерство обратилась Российская ассоциация электронных коммуникаций. Авторы инициативы настаивают, что школьникам надо рассказывать, какие данные не стоит публиковать в социальных сетях, как обезопасить себя от мошенников из интернета, защитить компьютер от вирусов или не стать жертвой интернет-травли. В ассоциации считают, что проводить такие уроки надо в рамках курса ОБЖ, начиная с 5 класса, заменив ими уроки по защите от угроз химической и ядерной атаки, которые в наши дни уже не так актуальны, как кибератаки.

   
   

Идея новая, методы старые

«Проблема поставлена правильно, — считает Евгений Бунимович, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, уполномоченный по правам ребёнка в г. Москве. — Всё, что связано с виртуальным пространством, занимает огромную часть жизни наших детей. Они в нём прекрасно ориентируются. Более того, если раньше детей воспитывала и давала образование во многом улица, то сейчас эту функцию, причём даже в большей мере, перенял интернет. Сегодня электронные дневники и электронные учебники — это уже реальность. Если не сегодня, то завтра будет реальностью во всех школах без исключения». И действительно, с тем, что это меняет всё школьное пространство, традиционную классно-урочную систему, уже не поспоришь. «Поэтому всё, что связано с информационной безопасностью, очень важно, оно обязательно должно быть в школе, — продолжил эксперт. — Однако идея просто вводить каким-то отдельным куском дополнительный предмет в школьную программу или «отрезать» часть от другого предмета, создавать новые отдельные учебники мне кажется неправильной. Как говорили в известном советском фильме: «Граждане, катафалк не резиновый». И это мало что даёт детям. Информационные технологии сегодня должны пронизывать весь учебный процесс, должны быть органично интегрированы в него. Вопрос — как? Например, когда я был членом жюри конкурса «Учитель года Москвы», молодой учитель информатики показывал урок, как раз связанный с информационной безопасностью. Это было сделано так блестяще, что я сам научился очень многому. Но это не был традиционный урок в нашем представлении, когда учитель что-то объясняет, а дети слушают. Учитель их всё время как бы подставлял, показывая, как это могут сделать мошенники, и дети оказывались на ложных сайтах. Это всё можно рассказать за три урока, если учитель — профессионал. Читать просто теорию в данном случае бессмысленно! Зато можно было бы сводить детей в современный компьютерный центр, где специалисты им могли бы наглядно продемонстрировать «угрозы». Тем более что эта тема детей очень интересует, они схватывают сразу, нередко быстрее, чем взрослые. А часть детей вообще знает эти вопросы лучше взрослых! И это нормально. Должны быть другие образовательные технологии, а не просто — пришёл учитель, что-то рассказал, дети послушали и разошлись».

Изобрели велосипед?

С тем, что школьную программу по информатике надо менять, использовать более современные технологии для того, чтобы разъяснить детям угрозы интернета и способы противостояния им, согласен и Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. «Школьная программа по информатике уже и так изобилует «виньетками», — уверен эксперт «АиФ». — ИТ-отрасль добивается выведения из уроков информатики (или сокращения) пользовательских курсов (т. е. обучения конкретным программам, где что нажимать и какие там есть меню и настройки) и расширения разделов, связанных с алгоритмизацией и программированием. Предупредить 11–12-летних детей об опасностях электронных коммуникаций было бы разумно. Но не поздно ли это делать в 5 классе? К этому времени дети уже почти все давно умеют пользоваться интернетом, регистрироваться и общаться в соцсетях. Хотя это не значит, что они осознают связанные с этим опасности. К примеру, опасность ненамеренной передачи через соцсети личной информации о семье, зарплате, доходах, поездках. И эти знания очень далеки от понимания азов программирования, принципов устройства компьютера, знания двоичной системы исчисления, в которой 101+101 вовсе не равно 202. На уроках кибербезопасности было бы полезно предупредить и об опасностях, связанных с нарушением лицензионного законодательства при использовании электронных объектов авторского права, в том числе в интернете. Так, в рамках нашей ассоциации разработаны методические материалы для подобных уроков».

«Уроки по интернет-безопасности гораздо полезнее было бы провести для родителей, например в рамках классного часа, потому что детей мы этому и так учим на уроках информатики, причём с 1 класса, — говорит Юлия Вериялова, учитель математики и информатики московского лицея № 1367. — И тем более, совершенно излишне выводить такие занятия в отдельные уроки и включать в ОБЖ. А вот родителям было бы полезно узнать, как они могут обезопасить своих детей, какие есть угрозы, какие можно применять ограничения для использования детьми отдельных ресурсов интернета. В частности, взрослые должны знать, что есть ресурсы и сайты, просмотр которых разрешается только с определённого возраста. Взять тот же «YouTube» — в нём не должны регистрироваться дети младше 12 лет, за исключением специальных детских сервисов».

Если бы авторы этой инициативы (как, впрочем, и других подобных, типа введения уроков финансовой грамотности, политинформации и т. д.) почитали школьные программы или сходили на урок информатики в школе, вероятно, они не стали бы изобретать велосипед.

Нельзя без конца набивать школьную программу нужными и обязательными предметами. Она уже и так забита до предела. Сегодня, в век информационных технологий, знания устаревают быстрее, чем детей успевают им научить. Это касается всего, в том числе и интернет-безопасности. Поэтому нужно думать больше не о том, чему учить, а как учить. Как научить детей находить нужную информацию, искать решения в нестандартных ситуациях. А это вопрос профессионализма и таланта учителей.