Учитель года: «Дети ждут, когда их из интернета пригласят в реальные дела»

За любым признанием - много-много работы. © / www.golovenkina.info

Лучшим учителем страны 2014 г. стала Алла Головенькина, учительница биологии из маленького татарского городка Нурлат.

   
   

Вдохновлять!

Она признаётся, что учителем стала вовсе не по зову сердца, в педуниверситет в Перми пошла вслед за старшей сестрой. И лишь много позже поняла, что выбор был правильным. «У меня в классе есть очень способная девочка, но слишком стеснительная, - говорит Алла Николаевна. - А какой толк от способностей, если ты не можешь предъявить их обществу? Именно умению применить свои таланты мы должны научить детей, а вовсе не впихнуть в них как можно больше знаний. С той девочкой, кстати, всё было хорошо: пересилила себя, сперва на открытом уроке выступила, потом вызвалась стать руководителем проекта. И я поняла, какая ответственность возложена на педагога, что успехи детей - это лучшее признание учительского мастерства». 

Начинала в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями. Очень старалась, но не видела отдачи. «Этим детям можно привить лишь некоторые мыслительные навыки, - вспоминает Головенькина. - Зато они очень трудолюбивые и умелые. Часто могут руками то, что не под силу обычным детям. Вскопать огород, вырастить цветы. А уж чистоту как поддерживают! Но хотелось деткам передать знания, а не умения, поэтому перешла в обычную школу». 

«Пожалуй, самое сложное в профессии - то, что ты 24 часа в сутки должен оставаться учителем. Вот зашла по дороге домой в магазин, а в очереди уже шепчутся - учительница. И вся продуктовая корзина учителя - хочешь не хочешь - поневоле отслеживается...

Меня часто спрашивают - какие сегодня дети, хулиганят ли на уроках? На моих - нет. Часто пыталась анализировать, почему они не шалят? Я слишком строгий учитель? Думаю, всё-таки дело во взаимном уважении. Я уважаю их, они - меня. Да, дети сегодня проводят много времени в Интернете. Значит, и мы, учителя, должны быть там - чтобы могли общаться на равных. Учитель учится у своих детей - вот какое поколение пришло.

А вообще мне кажется - дети ждут, когда их из Интернета пригласят в реальные дела. Им нужен вдохновитель, наставник. Когда мы в соцсети создали группу экологического движения, ребята охотно вышли из виртуального мира.

Растить творцов

Что считаю главным в профессии? Чтобы в будущем наши дети стали творцами, мыслили нестандартно, нужно развивать воображение. У меня хорошо работает приём синектики - сопоставление совершенно несвязанных понятий. Говорю, например, «стол похож на биосферу, потому что…». На следующем уроке уже все знают, что такое биосфера. Или другой приём: прошу ребят после каждого урока написать коротко, что они поняли из моего объяснения, - это очень закрепляет материал. Когда дети знают, что знания проверят, перестают быть пассивными слушателями.

   
   

Можно ли прожить на зарплату учителя? Да, достойные зар­платы в регионах только снятся. Нам в Татарстане помогают гранты, которые можно выиграть, если у тебя есть интересные идеи преподавания. Но было время - подумывала уйти из школы: тогда зарплата была уж совсем мизерной. Хотели с мужем даже заняться бизнесом. Но тогда у самой сын пошёл в школу - подумалось: если все бросят наших детей, кто останется? Это удержало... Сейчас сын уже взрослый, моей победой он, конечно, гордится. Дочка ещё маленькая. Бегает по дому счастливая и кричит: «Ты самый лучший учитель страны!» Муж во всём поддерживает, понимает - за любым признанием лежит огромный груз ответственности и много-много работы».