Запад ждёт российских инженеров. Обучение в наших вузах стало престижней?

Напомним, страны БРИКС — это пять государств: Китай, Россия, Бразилия, Индия и ЮАР. В сотне лучших — сразу 20 вузов России. Среди них МГУ (на 3-м месте после двух китайских университетов), СПбГУ (12 место), Новосибирский госуниверситет, МГИМО (35-е), а также в топ-100 вошли РЭУ им. Плеханова, Высшая школа экономики, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». 

   
   

Гордиться или нет?

Стоит ли нам гордиться тем, что наши вузы попали в рейтинг в такой компании?

«Я бы гордиться этим особо не стал, — говорит Григорий Канторович, проректор НИУ ВШЭ. — Рейтинг — это всего лишь индикатор, который показывает, что мы движемся вроде бы в правильном направлении. Китай давно начал заниматься повышением престижа собственных вузов в глазах мировой общественности, участием в рейтингах, поэтому так много вузов этой страны на высоких позициях и опережают российские вузы. Все рейтинги построены так, что верхушка, скажем, первые 50 позиций, — довольно информационна, а вот провести границу между вузами в средней и нижней части почти невозможно. Если первое место от второго можно отличить, то ни один эксперт не может объективно оценить, какой вуз заслуживает 201-й позиции, а какой — 180-й. Кроме того, рейтинг только начинает зарабатывать репутацию. Обращать внимание на него стоит, но не более». 

Стоит ли китайские и бразильские вузы (два университета из Бразилии заняли 7-е и 9-е места) предпочесть российским? Тем более, что стоимость платного обучения в наших престижных вузах и рейтинговых китайских и бразильских примерно сопоставимы (от 4 до 6 тыс. долл. в год). Да и проживание в столице для иногородних студентов сегодня, наверное, обойдётся не намного дешевле. 

«Я думаю, учиться там не актуально в смысле получения профессии, — считает Григорий Канторович, — если речь не идёт об узких специалистах. Скажем, в китайских вузах обучение почти на всех факультетах на китайском языке. Есть масса других проблем — связанных с культурой, деньгами и проживанием. Но если интересна страна, то обучение за границей (на отдельных программах, в магистратуре) можно рассматривать как знакомство с другой культурой. А это всегда человеку важно и может пригодиться. Я за приобретение такого опыта. В советское время у нас такой возможности не было». 

Цель — привлечь лучших

Зачем самим вузам этот рейтинг? Что это даёт?

«Рейтинг — не самоцель, — поясняет Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС». — Цель — повысить конкурентоспособность специалистов. Привлечь самых талантливых студентов, мотивированных на получение именно тех специальностей, которые даёт вуз. И для этого нужно сотрудничество в том числе с академическим и бизнес-сообществом. Рейтинг — это лишь одна из оценок деятельности вуза. Благодаря ему мы можем сравнить себя с другими вузами, получить некий вызов, стимул ставить более высокую планку образования, повышать научную и творческую активность преподавателей. Страны БРИКС имеют сходную с российской систему образования. Потому, что отличаются динамично развивающейся экономикой. Хотела бы отметить, что сегодня востребованность именно российских инженеров и специалистов по информационным технологиям в мире высока. Более того, наметилась даже тенденция возвращения лучших профессоров и учёных. Если раньше многие уезжали за границу, то теперь, поработав там, возвращаются в российские научно-исследовательские лаборатории». 

   
   

«Мы не так слабы»

Стоит вспомнить, что в самом популярном международном рейтинге по версии английского журнала «The Times Higher Education», где лидируют, по традиции, английские и американские университеты, российские вузы в этом году себя особо не проявили. Тот же МГУ даже опустился из группы 201225-е места в группу 225250. Однако ректоры ведущих российских вузов не расценивают это как трагедию. В частности, Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, отметил, что ведущие российские университеты не конкурируют с американскими вузами по популярности в английских и китайских рейтингах не потому, что у нас наука или образование хуже, а потому, что они не равны, начальные условия развития были разные: «Два года назад я проводил небольшое исследование: я попросил всех профессоров, работающих или работавших в ведущих университетах мира, где это было возможно (MIT, Йельский университет, Оксфорд), сделать доклад о преподавании математики в этих вузах. И вот какие получились результаты. Если за большое число «N» взять количество всех читаемых курсов по математике во всех ведущих вузах мира, то на мехмате МГУ читается 2/3 от этих курсов. Нет ни одного университета в мире, в котором читается хотя бы половина этих курсов. Из этого, в частности, следует, что по фундаментальному образованию мы не так слабы».

Смотрите также: