Русский опыт для юных викингов
Отечественные образовательные программы для школьников настолько часто подвергаются критике, причём вполне обоснованной, что трудно поверить в то, что кто-то может использовать российский опыт обучения как передовой.
Тем не менее, российские учебники по математике для учеников начальной школы оказались востребованы в одной из самых благополучных стран мира.
Как сообщает barentsobserver.com, уже в течение нескольких лет в Норвегии проходит эксперимент по внедрению российских программ по математике для норвежских школьников. В течение четырёх лет в начальных школах провинций Рогаланд и Хордаланд учеников обучали по адаптированным российским программам и учебникам. В норвежском Киркинесе местное издательство наладило издание учебной литературы для обучения школьников математике «по-русски».
Одним из инициаторов проекта стала доцент Унивеситета Ставангера Наталья Бланк. По её словам, выяснилось, что норвежские дети готовы изучать математику на более высоком уровне и в более высоком темпе, чем было обычно принято в норвежских школах. Сравнение также показало, что российские учебники по математике написаны более квалифицированными специалистами и, кроме того, задания в них отличаются большим разнообразием.
Эксперимент оказался весьма успешным: в 2013 году 65,5 процентов учащихся школ, где была внедрена российская программа, показали наивысшие результаты на государственных тестах по математике. При этом в среднем по Норвегии учеников с такими результатами оказалось не более 25 процентов.
Пример для всего мира
В настоящее время планируется расширять программу. Рабочая группа из университетских специалистов приступит к обучению норвежских учителей основам российской методики преподавания математики.
Обратиться за помощью к россиянам норвежцы решили не от хорошей жизни. Последние результаты международных исследований показали, что уровень образования в странах Скандинавии ухудшается. А по итогам тестов Программы международной оценки обучающихся (PISA), проведенных в 2012 году, 15-летние норвежцы показали более низкие результаты по математике, чем в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития.
Разумеется, такая ситуация не к лицу стране, стабильно входящей в тройку наиболее благополучных стран мира. Поэтому и было решено обратиться к положительному опыту соседей.
Отечественная школа преподавания математики с советских времен считается одной из сильнейших в мире. В 2012 году это признали и в Великобритании, где глава министерства образования Майкл Гоув разработал программу создания спецшкол с углубленным изучением математики.
При этом за образец английский министр взял знаменитую физико-математическую школу-интернат при Московском государственном университете, основанную Андреем Колмогоровым в 1963 году.
Согласно планам министра, эксперимент должен был стартовать в 2014 году на базе лондонского Кингз-колледжа.
Не все потеряно
Очевидно, что за рубежом рассуждают довольно трезво — как бы ни складывались политические отношения между странами, использовать успешный опыт других чрезвычайно выгодно, и отказываться от этого из-за разных взглядов на вопросы международной политики как минимум глупо.
Такой подход не мешало бы взять на вооружение и в России.
И, кроме того, иногда полезно посмотреть на себя глазами других. Разумеется, проблем у нашего образования чрезвычайно много, но всё далеко не безнадёжно.
Норвежцы и англичане тому свидетели.
Смотрите также:
- Ставка на инновации. Ректор МГЛУ об аккредитации, науке и восточных языках →
- Нужен современный учитель. Уровень квалификации столичных педагогов растёт →
- Профиль в комплексе →