Центр жизни и культуры. Как изменились сельские школы Подмосковья

Современные дети легко находят общий язык с цифровой техникой. © / Алексей Витвицкий / АиФ

Цифровые лаборатории

Сам факт, что в этом году победителем конкурса «Учитель года России» стал учитель информатики сельской школы № 29 деревни Беляниново Мытищинского района Андрей Сиденко, уже говорит о многом.

   
   

Кстати, торжественное открытие прошедшей недавно областной педагогической ассамблеи, которая проводится для того, чтобы как можно больше молодых людей захотели работать в школе, состоялось именно здесь. А сам «чемпион» и победитель этого конкурса 1992 г., учитель музыки Артур Заруба, провели совместный мастер-класс.

Как заверяют в Министерстве образования области, в каждой сельской школе имеется самое современное оборудование - нетбуки, документ-камеры, цифровые микро­скопы, системы голосования для представления результатов, интерактивные доски, цифровые лаборатории. Техника не простаивает, учителя проходят специальное обучение для того, чтобы могли активно ею пользоваться. В конечном счёте все эти устройства - не просто интересные игрушки. Они помогают так подавать материал на уроках, чтобы достучаться до каждого ученика с учётом его психологических особенностей.

«Мы поддерживаем школы современными цифровыми лабораториями, 3D-проекторами, организуем площадки для проведения творческих и исследовательских работ, - говорит Лидия Антонова, первый заместитель председателя правитель­ства Московской области. - Неслучайно у нас самый высокий процент учеников, представляющих свои творческие проекты на всех уровнях - начиная от школьного и заканчивая между­народным, включая публикации в научных изданиях».  Государственная программа «Образование Подмосковья», рассчитанная на 2014-2018 гг., предусматривает дальнейшее развитие «инновационной инфраструктуры общего образования» - интернет-технологий и обучающих программ, про­ектной работы учеников.

Сама сеть школ также будет расширена: в программу заложены проектирование и строительство 9 муниципальных общеобразовательных учреждений на 9 тыс. мест. 

В правительстве понимают, что каждая школа в деревне или посёлке - не просто место, где дети получают знания, она выполняет роль социокультурного центра, объединяющего всех жителей.

   
   
Молодые учителя в школах. Инфографика Фото: АиФ

На что потратят?

Всего на развитие системы образования в ближайшие пять лет в области собираются выделить почти 600 млрд руб. 

Столь серьёзные деньги пойдут не только на строительство, но и на обещанное президентом страны повышение зарплат всем педагогическим работникам - от детских садов до вузов области. Кроме того, планируется развитие системы дополнительного образования среди школьников (чтобы не менее 78% из них посещали кружки, секции, студии по интересам) и профессиональной переподготовки среди специалистов. 

Нуждающиеся студенты на 100% будут обеспечены местами в общежитиях, для лучших организуют полугодовые и более длительные стажировки в зарубежных вузах. С бюджетной поддержкой будут создаваться рабочие места для молодых специалистов - и уже к 2018 г., согласно контрольным цифрам программы, доля молодых людей, трудоустроенных по специальности в первый же год после её получения, составит более 55%.

Кстати
Недавно в 30-й средней школе Балашихи состоялась торжественная церемония, на которой детям с ограниченными возможностями здоровья вручили именные стипендии губернатора Подмосковья. Эта школа, построенная по инно­вационному проекту, абсолютно адаптирована для обучения в ней детей с ограничениями по здоровью. В её четырёхэтажном здании имеется всё, что предусмотрено программой создания безбарьерной среды: лифт, пандусы, широкие двери. 300 ребятишек, которые обучаются как в общеобразовательных школах, так и в специальных (коррекционных) учреждениях, а также учреждениях начального и среднего профессионального образования области, получили по 50 тыс. руб. Большинство из них сказали, что планируют по­тратить эти деньги на образование или путешествия - что тоже в некотором смысле расширение знаний. Поддержка таких детей также нашла отражение в программе развития образования до 2018 г.

Как вернуть молодёжь?

Выпускники педагогических вузов идут работать куда угодно, только не в школы - эта проблема остаётся живо­трепещущей на протяжении многих лет. В Подмосковье же решили переломить устоявшуюся тенденцию.

Работа педагога сама по себе тяжёлая. В семье бывает трудно воспитывать одного-двоих. А ну-ка, попробуйте справиться с целым классом! А класс-то не один…

И, когда долгое время тяжёлый труд педагога не имел достойной оплаты, конечно, удержать молодёжь в школе было трудно. Поэтому учительский корпус старел на глазах. Но программой «Образование Подмосковья» предусмотрен «последовательный рост объёмов оплаты труда» педагогов.

Средняя зарплата школьных учителей уже сейчас на уровне средней зарплаты в экономике региона - и далее она не должна опускаться ниже.

Это уже дало первые результаты. По словам Марианны Кокуновой, министра о­бразования области, количест­во молодых учителей в школах увеличивается. В этом году пришло более 900 человек. Ожидается, что далее каждый год будет возрастать число молодых педагогов, пришедших в школы после окончания высших учебных заведений.

Осталось подтянуть зарплаты педагогов других секторов образования. И это будет сделано: у работников дополнительного образования они к 2018 г. достигнут уровня средней зарплаты по региону, а у преподавателей высших учебных заведений поднимутся в два раза и будут вдвое выше, чем теперь.

Кроме того, другими программами предусмотрены иные меры поддержки педагогов. К примеру, предоставление субсидий на приобретение или строительство жилья. Власти области ожидают, что такие существенные стимулы вернут молодых специалистов в школы - и через пять лет доля учителей в возрасте до 30 лет увеличится с нынешних 12 до 21%. То есть каждый пятый учитель в школе будет молодым.

Право на место

Право на место в детском саду имеет каждый ребёнок. Так после долгих лет родительских мытарств решил президент и обязал региональные власти устранить очереди в сады до 2016 г.

В Подмосковье уже сейчас обеспеченность детей от 3 до 7 лет местами в детских садах выше, чем в других регионах, - 81,7%. Но, конечно, нужно всем предоставить места.

85 + 85 + 85 - это формула, которая решает проблему: столько детских садов будет построено в 2013, 2014 и 2015 гг. по губернаторской программе «Детские сады». И тогда к 2016 г. абсолютно все родители смогут устроить своих деток в дошкольные образо­вательные учреждения.

Но настроить детсадов, для того чтобы дети могли получать качественное образование в них, мало. Поэтому Министерство образования области ставит дополнительную задачу: создать новую инфраструктуру дошкольного образования (обеспечить сады новым оборудованием) и сформировать систему профессионального роста педагогов - дошкольников.

К 2018 г. 64% тех, кто работает в этом секторе, будут иметь высшее образование, а 100% работников повысят свою квалификацию или пройдут профессиональную переподготовку.

Смотрите также: