Реформы образования в России: есть ли в них толк?

Выпускники начали с ужасом готовиться к Единому госэкзамену (ЕГЭ). Почему с ужасом? Да потому что, ещё будучи экспериментом, ЕГЭ довёл до самоубийства нескольких детей. И это лишь одна сторона реформы нашего образования, которая началась давно, но никак не закончится. Другая - новая схема оплаты труда учителей. Она, по мнению многих, уничтожит сельские школы. А тут ещё министр образования выступил с революционной идеей - школьникам, мол, не нужна высшая математика… К чему всё это ведёт, пытались разобраться журналисты «АиФ» и эксперты.

   
   

На сайте zavuch.ru учителя собирают подписи под письмом президенту. Главная мысль послания: учитель не только не получил обещанной прибавки, но и поставлен в унизительное положение, когда его зарплата зависит от обстоятельств, совершенно не зависящих от него.

Например, от количества учеников в классе. Чем меньше детей сидит за партой, тем меньше зарплата. В самом большом проигрыше оказываются малокомплектные сельские школы. Детей в них просто неоткуда взять.

Фойе школы № 1 города Малоярославца Калужской области наполнено весёлым визгом первоклашек и сладким запахом горячих ватрушек - в школе пора обеда.

- Школа № 1 - самая большая в городе. Здесь 1104 ученика, 66 учителей, - рассказывает заведующая РОНО Мария Шапетько. - Детей много, учатся в две смены. Школа уже перешла на новую систему оплаты труда (НСОТ). В итоге зарплата учителя выросла на 60%.

Плюс к зарплате

В чём суть новой системы? Существовавшая раньше тарифная сетка с разрядами отменена. Теперь зарплата учителя состоит из двух частей: базовой и стимулирующей.

Базовая часть - это сумма, которая рассчитана школьной бухгалтерией ещё к 1 сентября. Она складывается из «ученико-часов» (количество проведённых уроков умножается на число детей в классе), классного руководства, проверки тетрадей, квалификационной категории педагога (присваивается после аттестации), приоритетности предмета (математика оплачивается выше физкультуры) и т. д. Базовая часть зарплаты не меняется в течение года, поскольку все величины постоянны.  Вторая часть зарплаты - стимулирующая. За любую инициативу или результат полагается денежка. Провёл открытый урок - к зарплате плюсуется тысяча рублей, твой ученик победил на областной олимпиаде - ещё 2000, свозил детей на экскурсию - 500, работал с отстающими - 300. Правда, миллионером не станешь. В малоярославецкой школе 100 тыс. руб. «cтимулирующих» в месяц на весь коллектив. В каждой школе эта сумма зависит от возможностей местного бюджета.

   
   

- Средняя зарплата наших учителей - 12 тысяч рублей, - говорит директор школы № 1 Раиса Пронченко. - Со стимулирующими добавками некоторые педагоги зарабатывают и до 25 тысяч в месяц. Самая маленькая зарплата - 8 тысяч. Этот педагог просто проводит уроки и уходит домой. Ей не до дополнительных занятий с чужими детьми - у неё своих дома трое. Но ведь их кормить надо, а по этой системе или работай с утра до ночи, или к детям беги.

Отказ от уравниловки - самое болезненное в НСОТ. Многие не были готовы к этому чисто психологически. Было много обид. «Почему мне меньше? А ему за что больше?» - эти вопросы звучали в бухгалтерии постоянно. Стимулирующие выплаты обсуждаются комиссией, в которую входят даже родители.

Больше всех нововведению рады молодые педагоги. Ведь зарплата учителя-первогодка начиналась с 2800 рублей тарифной ставки 8-го разряда, которую никак было не перепрыгнуть. Теперь молодёжь буквально рвёт друг у друга из рук «педагогическую нагрузку». Никого не надо уговаривать повышать квалификацию, участвовать в конкурсах, готовить детей к олимпиадам.

Жизнь малышей

Самая маленькая школа в Малоярославецком районе - Берёзовская, в ней 56 учеников. 

- Когда в классе 4 ученика, то многие считают - детям от этого плохо. Нет коллектива, не с кем якобы соревноваться. А я считаю - им, наоборот, повезло. Дремать учитель не даёт и, по сути, занимается с каждым индивидуально. Наши выпускники спокойно поступают в московские вузы, - рассуждает директор Берёзовской школы Ольга Сорокина.

Зарплата здесь 8 тыс. руб. Но до введения НСОТ она была и того меньше. Один ученико-час в сельской школе стоит дороже, чем в городской. Но на такую хитрость можно рассчитывать, если в бюджете района есть деньги. Нет - школе конец.

- Решение о закрытии школы принимается, исходя из комплекса соображений, где материальная сторона совсем не на первом месте. Мнение родителей обязательно учитывается, - говорит М. Шапетько. - В одной из деревень родители отстояли школу, где училось 4 ученика. Но через год сами перевели детей в другие школы района, где качество обучения выше. Но школа - это часто единственный признак жизни в деревне, она заменяет собой и клуб, и библиотеку, и спортивный комплекс. Закроют школу - умрёт деревня…

Наталья Бояркина, Калужская обл.

Перекосы

Хочу учиться дома!

В Псковской области в 2005 г. было 436 школ, а к началу 2008-го - только 330. Сельские школы безжалостно укрупняли. Но были и сопротивляющиеся. В Себежском районе родители детей из Малаховской основной школы выиграли два суда (районный и областной), отстаивая право своих детей (учеников 5-9-х классов) не только учиться по месту жительства, но, в конце концов, жить у себя дома с мамой и папой!

Во взбунтовавшейся против ликвидации Малаховской школе учителям в 2007 г. открытым текстом говорили: у области нет денег на вашу зарплату. Но учителя и родители добились своего: школу сохранили, дети живут и учатся дома, педагоги получают приемлемую зарплату. Как добились? Дело в том, что в эту школу ходят дети из всех близлежащих деревень. И если бы школа была ликвидирована, деревни бы фактически исчезли. Буквально за жизнь и боролись ученики, учителя и родители.

Еленя Ширяева, «АиФ-Псков»

Математика не нужна

Грамотность - на нуле

Недавно министр Андрей Фурсенко и ректор МГУ Виктор Садовничий предложили исключить из программы средней школы основы высшей математики - этот предмет, по их мнению, «перегружает и убивает креативность».

А как быть с преподаванием истории? За последние 20 лет наше отношение к прошлому и его героям менялось неоднократно.

«Даже если у вашего ребёнка гуманитарный склад ума, изучение математики ему необходимо - оно способствует развитию интеллекта, умению думать и грамотно излагать мысли, - считает Елена Седова, зав. Центром естественно-математического образования Института содержания и методов обучения РАО. - Это сомнению не подлежит, так как проверено веками».

«Для кого-то нестабильность системы образования явно выгодна, - уверен Энвер Абдулаев, главный редактор научно-методического журнала «Преподавание истории в школе». - Со времён перестройки дважды радикально менялась сама концепция истории: в начале 90-х перешли от советско-коммунистической к либерально-очернительской, а затем, в начале 2000-х, - к патриотически-либеральной концепции. Учителю работать стало тяжелее, а историческая грамотность школьников (как, впрочем, и грамотность вообще) упала до нуля. Часть выпускников в лучшем случае зазубривают ограниченный набор дат, имён, событий, но у них отсутствуют логика в ответах, понимание исторических закономерностей. Они не могут отделить главное от второстепенного, проследить цепочку взаимосвязей».

Основные шаги в реформе школьного образования

Переход на 11-летку

В начале 2000-х среднюю школу стали переводить на 11 лет обучения. С 2008 г. 11-летка стала обязательной. Сейчас обсуждается идея перехода на 12-летнее обучение.

Недостатки. Ряд экспертов утверждают: 10 лет - оптимальный срок обучения в средней школе. Из-за внедрения «обязаловки» учителя вынуждены переводить в старшие классы откровенно слабых учеников, которые не тянут программу.

Введение Единого госэкзамена (ЕГЭ)

Эксперимент стартовал в 2001 г. в пяти регионах России. С 2009 г. он станет единственной формой выпускных экзаменов. ЕГЭ является одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и средние специальные учебные заведения.

Недостатки. Престижные вузы вынуждены вводить к себя дополнительные вступительные экзамены. Тестовая система ЕГЭ не способствует развитию навыков мышления.

Оптимизация сети образовательных учреждений

Так на чиновничьем языке называется программа упразднения малокомплектных сельских школ. Только в 2008 г. было закрыто 2600 сельских школ.

Недостатки. Для ежедневной перевозки детей туда-обратно необходимы хорошие дороги  и транспорт, а они есть далеко не во всех оегионах. Увеличилась доля дистанционного обучения, а оно не даёт желаемого уровня знаний.

Отраслевая система оплаты труда

Размер дохода преподавателя будет зависеть от численности учащихся, количества подготовленных победителей олимпиад и других факторов.

Недостатки. Неравенство в доходах. Сельские учителя будут получать значительно меньше.

Введение религиозного образования

С 2006 г. в качестве эксперимента «Основы православной культуры» изучались в 15 регионах. С 2008 г. они стали обязательным предметом в пяти регионах. В некоторых школах учат наизусть молитвы, а к преподаванию привлекают священников.

Недостатки. Противоречие Конституции РФ, федеральных законам «Об образовании» и «О свободе совести...». Россия - многоконфессиональная страна, значит, возможны конфликты регионального уровня, а также судебные иски со стороны родителей-атеистов.

От редакции

То, что количество не всегда переходит в качество, мы убедились на примере нашей экономики. Денег было много, а результат мы пожинаем все вместе. И уж точно большее количество учеников в классе не способствует глубине знаний.

«Сейчас нет госзаказа на образование детей - так, как это было раньше», - говорит Анна Мехед, лучший учитель России 2007 г. По закону ответственность за воспитание и образование несут родители, а государство не обязывает школу отвечать за это.

А если так, можно всё - упразднять, уменьшать, сокращать. Возможно, это сэкономит деньги в среднесрочной перспективе. Но, очевидно, это бьёт по будущему. Вот американцы сейчас, в кризис, увеличивают ассигнования на образование - строительство и модернизацию школ...

Читайте также:

Кому на руку ЕГЭ?

Материалы подготовили: Юлия Гарматина, Индира Кодзасова, Ирина Павлова, Дмитрий Писаренко, Мария Позднякова

Смотрите также: