Светлана Шмелёва: Право на право

Светлана Шмелёва. © / Из личного архива

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

   
   

«Гениально!» — обычно говорим мы про какие-то творческие идеи или решения. Конечно, можно так сказать и про работу автомеханика. Но это будет означать, что и она включала в себя элемент творчества. Поскольку про просто выполненную в срок работу, пусть даже сделанную качественно или сверх нормы, мы так всё равно не скажем и не подумаем. Как и про всё то, что теоретически мог бы сделать за нас компьютер.

В то же время централизованно, с помощью государства, мы развиваем лишь то, что умеет пусть умная и хорошая, но машина, а не то, чем отличается человек.

Так, например, вся система общего образования направлена на развитие левого полушария головного мозга. Это чтение, письмо, запоминание фактов, дат, имён, формул, логика и анализ.

Развитию же правого полушария не только не посвящены предметы, но и его возможности считаются вредными для ученика.

Например, фантазёры и мечтатели часто оказываются на последних партах, где им не будут мешать учителя. А учителя, в свою очередь, порой выставляют таких учеников из класса, чтобы это «витание в облаках» не мешало им вести урок. Золотые медали получают те, кто чище и правильнее может писать слова, запоминает цифры и понимает буквальное значение того, что ему расскажут на занятиях. Забывая, что переносные значения и образы не менее важны. Что способность понимать метафоры — это, прежде всего, способность понимать чужое воображение.

И даже на, казалось бы, творческих занятиях музыкой или изо, обучают технике, а не восприятию в целом. А сочинения по русскому языку и литературе на самом деле не предполагают никакого сочинения. Никто не даёт задание «выдумай, как ты провёл лето» или «сочини про „Войну и мир“». Напротив, пятёрки в таких «сочинениях» ставят за правописание и анализ. А выдумка будет лишь снижать балл, и хорошо, если не до кола, поскольку считается, что раз придумал (наплёл!), то и не читал вовсе (выкрутился!).

   
   

Правое полушарие отвечает и за веру — не только в Бога, но и за доверие между людьми. Однако о каком доверии можно говорить, если вся школьная программа — это проверка, а честный ответ «не читал» влечёт дисциплинарную запись в дневнике, а, может быть, и вызов в школу родителей? Кстати, сам дневник и, особенно, подпись родителя, что тот его видел, также делают недоверие нормой. В то время как все отношения в обществе, включая экономические (где кредит произошёл от лат. сredere — доверять) и политические, основаны на доверии и напрямую от него зависят.

Не развиваются в школе и чувства, а также эмоции. Чувствительного и эмоционального человека называют несдержанным. Хотя что может быть более сдерживающим, чем такое чувство, как, например, ответственность.

В то же время интуиция и способность увидеть картину в целом, а не по частям — что возможно лишь вообразительным, а не логическим путём — являются решающими в любом деле. Я бы даже назвала их гарантией успеха. Но эти способности не считаются объективными. О них не пишут в резюме.

В том же суде, если ты что-то увидел или услышал — это сочтут доказательством. А если почувствовал — нет. Хотя, если показать один и тот же эпизод двум людям, они, скорее всего, увидят его по-разному. В то время как почувствовать, например, сильное обаяние человека — могут буквально все.

И дело не только в «метафизике». Физически мы также в основном устремлены в правую часть нашего тела (за которую зеркально, как мы помним, отвечает левое полушарие головного мозга). Где правая рука — основная. Где движения начинаются с правой ноги. Мир, где даже стрелки у часов идут вправо и буквы стремятся туда же.

Нам так удобнее — скажете вы. Тогда не ждите озарения, которое живёт на другой стороне. И не сетуйте, что человека заменяет компьютер, не развивая при этом то, что у машины отсутствует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: