О положительном опыте европейской страны рассказала атташе устойчивого развития и туризма посольства Австрии в России Карин Доппельбауэр на секции «От экологического просвещения и образования молодежи к экологической культуре населения» II Байкальского международного водного форума.
По инициативе Федерального министерства образования, науки и исследований и Федерального министерства устойчивого развития и туризма для австрийских школ и педагогических институтов разработана специальная экологическая маркировка. Ее устанавливают для тех школ, где проходят уроки экологического воспитания, экономично используют электричество и воду, уделяют внимание правильному питанию учеников. Это позволяет сформировать у молодежи культуру ответственного потребления природных ресурсов и прививать правила здорового образа жизни.
Как отметила Карин Доппельбауэр, дети используют знания об экологии в других сферах жизни, например, могут учить родителей. «Взрослые часто заняты, поэтому у них нет времени учить ребенка бережному отношению к природе. Взрослые в этом не виноваты: таков современный образ жизни. Но дети, получив необходимые знания в школе, могут обучать родителей тому, что полезно, а что вредно для природы», — отметила атташе. Выдача таких сертификатов началась в 2002 году, за это время их получили уже 100 школ, в которых учатся более 3000 учеников. Работа по сертификации продолжается.
Подобный экологический сертификат разработан для производителей Австрии. На некоторые товары, которые соответствуют определенным критериям, нанесен специальный логотип, который позволяет покупателю быть уверенным, что он держит в руках качественный и экологически чистый продукт. Сертифицировать продукты начали в 1990 году, сейчас уже более 1000 производителей получили специальный логотип. «Марка будущего» (так этот знак называют в Австрии) выдается на четыре года, при этом производитель должен подтвердить качество своего продукта, а также заплатить 200 евро в год. «Это невысокая цена, которая позволяет помогать покупателю ориентироваться в покупках и услугах, отличать качественные, — отметила Карин Доппельбауэр. — Это дает свои результаты. Например, во всем Европейском союзе на рынке только 8% экологически чистых продуктов, а в Австрии — 20%».
Директор ГБПОУ ИО «Иркутский гидрометеорологический техникум» Лилия Быстрова рассказала, что Иркутская область также ведет активную работу со школьниками. Так, в Свердловском районе Иркутска действует проект «Экопарк», в рамках которого волонтеры проводят с молодежью экологические уроки, мастер-классы, квесты и так далее. Они позволяют побуждать молодых людей к активным действиям на благо природы.
Другие участники сессии подтвердили, что экологическое просвещение является сегодня одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Оно позволит обеспечить активное развитие общества, поэтому должно стать частью обязательного образования во всем мире. «Мы ориентируемся на те задачи, которые ставит мир: задачи устойчивого и сбалансированного социального, экономического и экологического развития. Эти задачи ставятся во главу угла как основа выживания человечества. Мы говорим о глобальной программе действий для образования», — отметила ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО Елена Дзяковская.
Смотрите также:
- Ирина Гехт: Задача общественного экологического контроля — обучать людей →
- Нацпроект «Экология». Как общество может помочь защите окружающей среды →
- Чтобы дышалось лучше! Стартовал проект «Экология России» →